История основания компании Renault
Луи Рено основатель компании Renault
История основания компании Renault начинается в 1899 году, когда молодой и перспективный французский инженер Луи Рено основал компанию Société Renault Frères вместе со своими братьями Марселем и Фернаном. Братья изначально работали в области семейного текстильного бизнеса, но вскоре занялись управлением компании Société Renault Frères.Луи Рено занимался исключительно разработкой дизайна и технической частью, а братья занимались администрированием и управлением.
Луи Рено на своем первом автомобиле
В 1898 году Луи Рено разработал и собрал первый автомобиль, который в современной истории имеет обозначение Renault Type A. Его оригинальность заключается в том, что он является собственным изобретением и обладающим первой трансмиссией с прямым приводом, в отличие от трансмиссионных цепей и ремней, используемых до сих пор. Луи Рено удается продать автомобиль другу отца, который опробовал его 24 декабря и был очень впечатлен его управляемостью у мощностью на спусках. После того как французский изобретатель запатентовал прямую вилку Луи Рено с братьями и двумя друзьями (Томасом Эвертом и Джулианом Вайером) 25 февраля 1899 года основали компанию Société Renault Frères.
Первые автомобили были проданы богатым людям, которые могли позволить себе потратить 3000 франков, которые они стоили (десять лет зарплаты рабочего). В 1900 году было подписано партнерство с Изоттой Фрашини по Италии, которое можно считать началом экспорта автомобилей за рубеж Франции.
Что касается автоспорта, то братья Рено вовремя обратили внимание на то, что участие в автогонках может принести компании огромную выгоду и начали выставлять свои автомобили в дорожных гонках, а затем и на трассах сразу же выйграв несколько гонок в категории «тележки». Успешные выступления в гонках расширяли аудиторию поклонников бренда и тем самым способствовали развитию компании
Период первой Мировой Войны в истории Renault
Изображение с гонки Париж — Мадрид
Луи Рено достаточно быстро оказался во главе компании один. Марсель Рено умер 24 мая 1903 года во время автогонки Париж — Мадрид, в которой он участвовал со своим братом Луи. Фернан Рено продал свои акции в 1908 году и умер от болезни в 1909 году. Сразу после смерти своего брата Луи переименовывает компанию в Société des Automobiles Renault, что в переводе означает «Автомобильная компания Renault». Чуть позже, Луи Рено посещает Генри Форда на заводе в Хайленд-Парке и перенимает некоторые производственные принципы в 1911 году, которые способствуют улучшению системы производства.
Легкий танк Renault FT в Королевском музее Бельгии
В довоенные годы компания Renault уже производила автобусы и грузовые автомобили. Первый настоящий коммерческий грузовик от компании был представлен в 1906 году. В 1914 году, когда разразилась война, все производство было переведено на военное время. Компания занималась производством боеприпасов, военных самолетов, а затем и боевых танков. Самым известным танком того времени был Renault FT. В 1918 году Renault стал первым частным производителем во Франции и был отмечен союзниками за свой вклад в военные усилия.
После обрушения металлического каркаса здания фабрики Billancourt, в результате которого 13 июня 1917 года погибло 27 человек, Луи Рено и его компании был нанесен ущерб. Это событие было воспринято как национальная промышленная трагедия. По итогу разбирательства аварии было выяснено, что виновата компания, так как была перегружена несущая конструкция здания. В июле 1922 года компании Renault было приказано выплатить 30 000 франков в качестве компенсации одному из пострадавших.
В конце войны Луи Рено еще больше диверсифицировал свою деятельность, запустив производство сельскохозяйственной и промышленной техники, а так же железнодорожного подвижного состава. Компания начала сталкиваться с трудностями при продаже своей автомобильной продукции, так как конкурирующая сторона представила небольшие недорогие автомобили, доступные каждому. Renault было необходимо выпускать собственные автомобили такого рода. Именно в то время, когда компания сталкивается с проблемами на финансовом рынке и со своими сотрудниками.
Восстановление Renault после Второй Мировой Войны
Под руководством Пьера Лефошо Renault пережила возрождение коммерческой деятельности и беспорядки среди рабочих, которые продолжались до 1980-х годов.
В начале 1950-х Renault собрала по крайней мере две модели: «Стандартный седан» и «Делюкс салон» в Англии.
Renault 4CV
В тайне во время войны Луи Рено разработал задний двигатель 4CV, который впоследствии был запущен под маркой Лефаше в 1946 году. Вскоре компания Renault дебютировала со своей флагманской моделью, в основном обычным 2-литровым 4-цилиндровым Renault Frégate (1951–1960). После этого 4CV оказался достойным соперником для таких автомобилей, как Morris Minor и Volkswagen Beetle. Его продажи, превышающие полмиллиона, обеспечивали стабильное производство до 1961 года.
Renault Dauphine
После успеха 4CV, Lefacheux продолжал бросать вызов послевоенному Министерству промышленного производства Франции, которое хотело преобразовать Renault исключительно в производство грузовиков, руководя разработкой своего преемника. Он курировал прототипирование Дофины (до его смерти ), заручившись помощью художника Paule Marror, которое являлось пионером пионером текстильного и цветого подразделения компании.
Этот автомобиль хорошо продавался и компания расширила производство и дополнительные продажи за рубежом, в том числе в Африке и Северной Америке. Dauphine изначально хорошо продавался в США, хотя впоследствии он устарел из-за возросшей конкуренции, в том числе со стороны только зарождающихся отечественных автомобилей, таких как Chevrolet Corvair. Renault также продавал родстер Renault Caravelle, который за пределами Северной Америки называли Floride.
В течение 1950-х годов Renault поглотила небольших французских производителей тяжелых транспортных средств (Somua и Latil), а в 1955 году объединила их со своим собственным подразделением грузовых автомобилей и автобусов, чтобы сформировать Société Anonyme de Véhicules Industriels et d’Equipements Mécaniques (Saviem).
Затем Renault выпустила два успешных автомобиля — Renault 4 (1961–1992), практический конкурент Citroën 2CV и Renault 8. Более крупный Renault 10 с задним расположением двигателя последовал за успехом R8 и был последним Renault с задним расположением двигателя. Компания добилась успеха с более современным и престижным Renault 16, новаторским хэтчбеком, выпущенным в 1966 году, за которым последовал меньший Renault 6.
16 января 1970 года производитель отметил 25-летие своего возрождения в 1945 году как национализированный Régie Nationale des Usines Renault. 1960-е были десятилетием агрессивного роста: несколькими месяцами ранее, в октябре 1969 года, производитель выпустил на рынок Renault 12, объединив философию разработки своих хэтчбеков с более консервативным дизайном «трех коробок». Четырехдверный Renault 12 модели соответствие между Renault 6 и Renault 16. Модель оказалась успешной. 1970 год был также первым годом, в течение которого Renault произвела более миллиона автомобилей за один год, построив 1 055 803 автомобиля.
Компактная и экономичная модель Renault 5, выпущенная на рынок в январе 1972 года, стала еще одним успехом компании, предвосхитившим энергетический кризис 1973 года. На протяжении 1970-х годов R4, R5, R6, R12, R15, R16 и R17 поддерживали производство Renault с новыми моделями, включая Renault 18 и Renault 20 .
Renault R17 1974
В середине семидесятых годов и без того разветвленная компания диверсифицировалась в большее количество отраслей и продолжила глобальную экспансию, включая Юго-Восточную Азию. Энергетический кризис заставил Renault снова попытаться атаковать рынок Северной Америки. Несмотря на успех Dauphine в Соединенных Штатах в конце 1950-х годов и неудачный проект сборки в Сен-Бруно-де-Монтарвиль, Квебек (1964–72), Renault начал исчезать из Северной Америки в конце десятилетия.
Renault приобрела контрольный пакет акций Automobiles Alpine в 1973 году, и на протяжении десятилетий Renault наладила сотрудничество с Nash Motors Rambler и ее преемницей American Motors Corporation (AMC).
Закрытие навсегда?
Renault прошел в России длинный путь, от первых поставок Clio и Twingo и сотрудничества с “Москвичом”, до строительства завода полного цикла. Причем, вхождению Рено в РФ способствовало Правительство Москвы, пожертвовав родимым АЗЛК.
Многие эксперты придерживаются мнения, что Renault, активно вкладывавший деньги в российское производство, не захочет терять рынок и автозавод, поэтому постепенно вернется к сборке машин.
Но здесь есть есть некоторые важные аспекты:
Комплектующие для сборки и автомобильная электроника попадают под экспортные санкции ЕС. Это не Ашан с торговлей продуктами питания, где можно сочинить легенду о необходимости заботы о потребителях.
Блокада логистики и перевозок. Запчасти для Рено невозможно доставить в Россию, поэтому завод физически не сможет осуществлять сборку.
Имиджевые потери. Рынок Renault огромный, под натиском общественности продажи машин в остальном мире могут саботировать из-за работы в РФ.
Проблемы с экономикой. Для приобретения комплектующих в Европе, автозавод Рено должен платить поставщикам в долларах. А машины продаются в рублях с нестабильным курсом, цикл производства длинный, необходимо закладывать резервы. А Минфин с ЦБ наложили на валютные операции ограничения.
Падение спроса. Доходы населения падают, продажи в 2022 в автомобильном секторе упали на 61% по сравнению с прошлым годом. Неизвестно что выгоднее – законсервировать завод на несколько лет, сославшись на подвернувшиеся санкции, либо тянуть нерентабельное производство.
Большая проблема возникнет, если Renault достигнет с Министерством промышленной торговли соглашение о полной продаже активов в России. Это более чем вероятно при затягивании противостояния с Западом. В этом случае закроются и сервисные центры Рено, прекратится поставка запасных частей.
Учитывая, что официальные дилеры этой фирмы в последние годы и так чрезмерно задирали цены, окончательный отказ от обслуживания вызовет у поклонников марки большое огорчение.
Место Renault в России может занять китайский производитель, благо перестройка сборочных линий не столь сложное явление, как модернизация советского завода полного цикла.
Какие автомобили исчезнут
Концерн Renault с его 40-миллиардным годовым оборотом – одно из самых успешных и технологичных автопредприятий в мире.
С уходом Рено российский сегмент теряет передовые достижения по изготовлению гибридов, электромобилей, современных систем управления и безопасности. Периферия России выдержит и устаревшие атмосферные двигатели, и отсутствие электроники, но в крупных мегаполисах вроде Москвы и Санкт-Петербурга, где количество машин увеличивается каждые 10 лет на 3-4 миллиона – это очень существенно.
Столицы лишаются перспективного электромобиля Megane E-Tech Electric (470 км на одной зарядке), легких модификаций Twingo и ZOE, запуск которых в курьерских службах и такси позволял очистить смог над городом.
Кроссовер Renault Duster, который конкурировал с “Нивой” по проходимости (обгоняя ее по всем остальным параметрам), неубиваемый Logan, экономичный Sandero и престижный Arkana также уйдут из продаж. Эти машины – неприхотливые, современные, одни из немногих, которые выдерживают большие пробеги в российских реалиях.
Последние новости
Ноябрь 2022. На бывшем автозаводе “Рено” будут выпускать “Москвичи”. К концу 2023 планируется выйти на докризисные объемы производства. С конвейера будут сходить не 412-е и 2141-е модели, а китайские JAC Sehol Yao.
Июнь 2022. В автосалонах остаются последние автомобили Рено. В основном это дизельные модификации с МКПП.
25 мая. С завода снимают все вывески и логотипы. Рено ушел из РФ.
19 мая. На заводе Рено будут выпускать автомобили JAC. Это китайский производитель, поставлявший в Россию малотоннажные грузовики и электромобили. Предполагается крупноузловая сборка, о полном цикле не идеи и речи.
16 мая. Завод Рено переходит в собственность мэрии Москвы. На нем собираются возродить производство “Москвича”. Помощь в производстве окажет КАМАЗ. Наполеоновские планы Собянина предполагают даже производство электромобилей. ОАО “Москвич” ликвидировали в 2010 году из-за банкротства.
13 мая. Судьба Renault Sandero Stepway 2022 для России остается неизвестной. Модель с атмосферным двигателем 1,6 была создана специально для рынка РФ, но в связи с уходом производителя, выпуск могут отложить.27 апреля. Renault продает пакет акций АВТОВАЗ. 68% продали институту НАМИ с возможностью обратного выкупа через 5-6 лет. На заводе будут производится другие автомобили.22 апреля. Падение продаж Рено Групп составило 50% в России. Показатель касается автомобилей Лада, оригинал марки упал сильнее.20 апреля. Завод Renault все еще не работает. Но поступает информация, что на ВАЗе готовят выпуск Taliant (турецкий аналог Dacia Logan III) и модели Sandero.8 апреля. Рено спелись с Мицубиси. Обе компании остановили поставки в РФ, но будут выпускать совместный хэтчбек на шасси Рено Клио на основе гибридной установки E-Tech. На ВАЗ тем временем внедряют новый 8-клаппанный атмосферник, в котором будут использоваться 48 деталей российского производства.
Renault во время Второй Мировой Войны
После начала Второй Мировой Войны Франция капитулировала в 1940 году. Луи Рено отказался производить танки для нацистской Германии после утраты контроля над заводами.
Renault UE довоенный образец
Через несколько недель после освобождения Парижа, в начале сентября 1944 года, ворота на заводе Renault в Бийанкур вновь открылись. Операции на заводе возобновлялись медленно, в атмосфере отравленной заговорами. В 1936 году завод Бийанкур был ареной бурных политических и промышленных волнений. Политическая борьба и насилие, последовавшие за освобождением, якобы отражали соперничество между капиталистическим сотрудничеством и коммунистическим сопротивлением.
Шарль Де Голль ( 1963 г. )
В ответ на хаотическую ситуацию в Renault 27 сентября 1944 года под председательством Шарля де Голля состоялось заседание Совета министров. Послевоенная европейская политика быстро поляризовалась между коммунистами и антикоммунистами, и во Франции де Голль стремился противостоять попыткам коммунистической партии монополизировать политические дивиденды, доступные героям сопротивления, потому что политически Бийанкур был оплотом коммунизма. Правительство решило «реквизировать» заводы Renault. Неделей позже, 4 октября, Пьер Лефошо, как лидер сопротивления с инженерным образованием и руководящим образованием был назначен временным администратором фирмы, сразу приступив к своим обязанностям.
Тюрьма Фреснес — место где погиб Луи Рено
Между тем временное правительство обвинило Луи Рено в сотрудничестве с немцами. В бешеной атмосфере тех первых дней после освобождения, когда было много диких обвинений, его адвокаты посоветовали Рено предстать перед судьей. Он предстал перед судьей Марселем Мартином 22 сентября 1944 года и был арестован 23 сентября 1944 года, как и несколько других лидеров французской автомобильной промышленности. Жесткое отношение Рено к забастовкам 1936 – 1938 годов оставило его без политических союзников, и никто не пришел ему на помощь. Он был заключен в тюрьму Фреснес, где умер 24 октября 1944 г. при невыясненных обстоятельствах в ожидании суда.
1 января 1945 года указом Шарля де Голля компания была посмертно экспроприирована у Луи Рено. 16 января 1945 года он был официально национализирован как Régie Nationale des Usines Renault. Renault были единственными заводами, навсегда конфискованными французским правительством. В последующие годы семья Рено пыталась добиться отмены национализации французскими судами и получения компенсации. В 1945 году и снова в 1961 году суды ответили, что у них нет полномочий рассматривать действия правительства.