Знают, значит купят
Также выяснилось, что, чем больше потребитель знает о машине на аккумуляторах, тем больше шансов на то, что он ее купит. 55% из тех, кто заявил о том, что хорошо разбирается в транспортных средствах с альтернативной силовой установкой, проявляет интерес к покупке такого автомобиля. Для тех, кто ничего не знает, показатель составил 22%.
Кроме того, респондентам задали такой вопрос: будете ли вы рассматривать возможность приобретения электрокара при покупке следующего автомобиля, если его стоимость будет сопоставима с машиной, под капотом которой установлен бензиновый агрегат, затраты на содержание и техническое обслуживание окажутся меньше, пробег на одной зарядке составит более 321 км, а на зарядку потребуется не больше часа?
Положительный ответ дали 57% опрошенных, из тех, кто разбирается в электромобилях, утвердительно ответили 62%, среди молодежи «да» сказали 70%. «По мере появления на рынке новых молодых покупателей предлагается все больше привлекательных моделей машин с электромотором, – отметил Гиллис. – Поскольку потребители все больше интересуются новинками, мы прогнозируем значительный рост числа заинтересованных в покупке американцев».
Ремонт на несколько тысяч долларов
Когда Американская федерация потребителей спрашивала американцев о готовности приобрести электромобиль, перечисляя его основные характеристики, делала она это не просто так. Дело в том, что в следующем году на американском рынке появятся два автомобиля с примерно такими же характеристиками – Chevrolet Bolt и Tesla Model 3, стоимость которых составит соответственно 30 тыс. долл. и 27,5 тыс. долл. На зарядку им потребуется час или два.
Как устроен автомобиль гибрид
В наши дни частенько попадаются транспортные средства, на борту которых можно увидеть надпись — «Hybrid». Что там внутри у них такого интересного? Реально, ответить на данный вопрос и легко, и сложно. В общем понимании, это транспортное средство, в состав силовой установки которого, входят электродвигатель и ДВС. Они тем или иным образом совместными усилиями вращают колёса.
В принципе, этой информации должно быть достаточно, чтобы объяснить любому несведущему человеку понятие «гибридный автомобиль». Однако если углубиться в тему, то получается не всё так просто с этими гибридами. За долгие годы разработки гибридных установок, инженеры наплодили такое количество вариантов компоновок, что выстроилась довольно стройная система их классификации. Запутаться во всём этом обилии конструкторских изысков проще простого, поэтому в представленном далее материале, я разложил всё по полочкам. Объяснил, какими вообще бывают гибридные машины и как именно эти аппараты устроены. У каждого класса имеются свои плюсы и минусы, разнятся они и по эффективности.
Что лучше
С учетом сказанного выше можно провести сравнение по нескольким основным показателям. Если сравнивать, что дешевле — электромобиль или бензиновый транспорт, второй вариант дороже в вопросе покупки. Но в остальном можно рассчитывать на экономию. В частности, с электрокаром удается снизить расходы на обслуживание и топливо. В некоторых регионах России (к примеру, в Москве и области) отсутствует транспортный налог на такие авто, что позволяет в год сэкономить крупные суммы.
Если проводить сравнение электромобиля и бензинового авто по динамике и запасу хода, выигрывает классический вариант ДВС. Но здесь нужно учитывать марку / модель электрокара, ведь некоторые современные образцы Теслы не уступают по этим показателям своим конкурентам. Но и цена в этом случае будет более высокой.
Что касается экологичности, здесь сравнение выигрывает электромобиль. В нем абсолютно нет вредных выхлопов, ведь мотор работает на электрическом принципе. При этом полностью безопасными назвать электрокары нельзя, ведь их шины все равно загрязняют воздух. Кроме того, очень грязным является производство литиевых батарей, а их утилизация — большая проблема.
Схемы взаимодействия электромотора и ДВС
Инженеры разных компаний по-разному подходят к вопросу гибридного двигателестроения. Современные машины оснащаются гибридными двигателями, построенными по одной из трех схем взаимодействия топливной и электрической составляющей, которые будут рассмотрены ниже.
Последовательная схема
Это наиболее простой вариант. Принцип его работы заключается в следующем: крутящий момент от ДВС в данном случае передается исключительно генератору, который вырабатывает электричество и заряжает аккумуляторы. Автомобиль при этом движется только на электротяге.
Также для зарядки аккумуляторной батареи применяется система рекуперации кинетической энергии. Своим названием данная схема обязана последовательным преобразованиям энергии: энергия сгорания топлива двигателем внутреннего сгорания превращается в механическую, затем в электрическую при помощи генератора и снова в механическую.
- ДВС всегда работает на неизменных оборотах, с максимальным КПД;
- нет необходимости оснащать автомобиль мощным и прожорливым двигателем;
- не нужно сцепление и коробка передач;
- автомобиль способен передвигаться и с выключенным двигателем внутреннего сгорания за счет энергии, запасенной аккумуляторной батареей.
Однако есть у последовательной схемы и свои минусы:
- потери энергии в процессе преобразований;
- большой размер, вес и высокая стоимость аккумуляторных батарей.
Наибольшая эффективность такой схемы достигается при движении с частыми остановками, когда активно работает KERS. Поэтому она нашла применение в городском транспорте. Также гибридные двигатели с последовательной схемой применяются в карьерных самосвалах, которым для работы важен большой крутящий момент и не требуется высокая скорость.
Параллельная схема
Принцип работы «параллельного» гибридного двигателя полностью отличается от вышеописанного. Автомобили с гибридным двигателем, построенным по параллельной схеме, ездят с использованием и ДВС, и электромотора. Электродвигатель в таком случае должен быть обратимым, т.е. способным работать в качестве генератора. Согласованная работа обоих моторов достигается посредством компьютерного управления.
В зависимости от режима езды блок управления распределяет крутящий момент, поступающий от обоих элементов гибрида. Основную работу выполняет двигатель внутреннего сгорания, электромотор же подключается когда нужна дополнительная мощность (при трогании, ускорении), при торможении и замедлении он работает как генератор.
По данной схеме построены гибридные автомобили марки Хонда. Главный принцип руководства компании: схема гибридного двигателя должна быть как можно более простой и дешевой, а функция электромотора заключается лишь в помощи ДВС сэкономить максимально возможное количество топлива. У этой марки существует две гибридных модели – Civic (снят с производства в 2010 году) и Insight.
Последовательно-параллельная схема
Последовательно-параллельная схема представляет собой совмещение первых двух. В параллельную схему добавлен дополнительный генератор и делитель мощности. Благодаря этому автомобиль при трогании и на малых скоростях движется только на электрической тяге, ДВС только обеспечивает работу генератора (как при последовательной схеме).
На высоких скоростях крутящий момент на ведущие колеса передается и от двигателя внутреннего сгорания. При повышенных нагрузках (например, при подъеме в гору), когда генератор не в силах обеспечить требуемый ток, электромотор получает дополнительное питание от аккумулятора (параллельная схема).
рекуперативного торможения
Плюсы последовательно-параллельного гибридного двигателя данной схемы, в максимальной топливной экономичности и высокой экологичности. Минусы системы – сложность конструкции и высокая стоимость, поскольку требуется дополнительный генератор, достаточно емкая аккумуляторная батарея и сложный электронный блок управления.
Применяется последовательно-параллельная схема на автомобилях марки Тойота (Prius, Camry, Highlander Hybrid, Harrier Hybrid), а также на некоторых моделях Лексус. Подобными гибридными двигателями оснащаются машины Ford Escape Hybrid и Nissan Altima Hybrid.
Мне нравится1Не нравится
Электромобиль для путешествий
В 2021 году участники клуба «Nissan Leaf Байкал» совершили первый масштабный выезд на электромобилях за пределы города – на Ольхон. Подробнее о поездке рассказал ее участник Сергей Сергеев: «В эту поездку я поехал почти сразу, как приобрел электромобиль. В Баяндае мы подзарядились на одной из сети АЗС, дальше нам хватило до Еланцов, там подзарядились немного. Дальше паром и обустроились в одной из бухт. На следующий день поехали заряжаться на турбазу. На одной отказали в розетке, а на второй нас довольно радушно встретили. И за интересной беседой сопроводили к розетке. Большинству людей интересно пообщаться на эту тему, расспросить, потому что они что-то слышали, но вживую не трогали ещё». Так проходят все поездки Сергея. На электромобиле он уже доехал до Улан-Удэ и мыса Святой нос на Байкале.
Электрокары на Байкале. Фото из архива Сергея Сергеева Электрокар по дороге в Улан-Удэ. Фото из архива Сергея Сергеева
Возможность проезжать на электрокарах большие расстояния доказывают и опытные путешественники. Так, в сентябре 2021 года в Иркутске останавливался участник благотворительного автопробега Mongol rally Кристофер Рамси. Путь от Лондона до Улан-Удэ он преодолел на 30-киловаттной версии Nissan Leaf. А в 2021 году через Иркутск прошла экологическая экспедиция Марека Каминского из Польши до Японии. На электромобиле он проехал шесть стран.
Марек Каминский – польский путешественник, полярник, автор книг, предприниматель. Первый и единственный человек в мире, который покорил оба полюса Земли в течение одного года, без помощи извнеwikipedia
Что такое электромобили?
Электромобили и грузовики, как правило, чище любых других эффективных традиционных автомобилей с точки зрения загрязнения воздуха и выбросов парниковых газов.
Степень чистоты зависит от типа транспортного средства и источника питания. Когда самые чистые электрические сети питают аккумуляторные электромобили, выбросы электромобилей эквивалентны автомобилю, который проезжает более 100 миль на галлон.
Зарядка и работа электромобиля могут быть почти без выбросов, если они полностью питаются от Возобновляемая энергия источников, таких как солнце или ветер.
Хотя покупать электромобили дороже, чем обычные автомобили, более высокие первоначальные затраты иногда компенсируются федеральными и государственными субсидиями.
Заправка электромобиля также может составлять четверть стоимости бензина, что приводит к снижению общей стоимости владения электромобилями.
Электромобиль удобно заряжать, а самое главное, что нет необходимости останавливаться на заправке перед тем, как отправиться в путь.
Электромобиль можно заряжать от обычной домашней розетки. Наиболее значительным преимуществом электромобиля являются его экологические характеристики.
Электрические автомобили полностью экологически выгодны, поскольку их двигатели работают на электричестве. Поскольку он работает на экологически чистом источнике энергии, он не выделяет ядовитых паров или дыма в окружающую среду.
Из чего складывается стоимость эксплуатации авто с ДВС?
Во-первых, это топливо. Во-вторых, регулярное ТО с заменой масел и фильтров, чуть реже — тормозных колодок. В-третьих, дополнительные платежи — к примеру, пошлина за допуск к участию в дорожном движении. А теперь давайте посчитаем приблизительные расходы на содержание, исходя из того, что за авто проезжает 150.000 километров в городском режиме, и их в вашем парке 10.
На стороне электрокаров будет выступать популярный и доступный Nissan Leaf первого поколения с 30-киловаттной батареей, на стороне авто с ДВС — тоже популярный и доступный седан российской сборки французского происхождения, наиболее часто встречающийся в такси и курьерских службах.
Какой запас хода на электричестве достаточен для гибрида?
Если спросить любого водителя PHEV, хочет ли он, чтобы его гибридный автомобиль имел больший запас хода на электричестве, почти 100% людей ответили бы «да». Я думаю, что у многих из них был случай, когда по пути домой остается километр, и бензиновый двигатель включается, потому что батарея разрядилась. Если такое случается у вас каждый день, значит ваш гибрид явно не очень подходит для ваших ежедневных пробегов. Ведь основная идея PHEV в том, чтобы проезжать на электричестве короткие ежедневные поездки, а дальние выезды делегировать ДВС. Если на вашем подзаряжаемом гибриде ежедневно включается ДВС, значит вам выгоднее иметь либо BEV, либо PHEV с бОльшим запасом хода на электричестве, либо, в конце-концов, пока ездить на обычном бензиновом авто. Таким образом, для подключаемого гибрида, пожалуй, необходим такой запас хода на электричестве, с каким вы сможете проехать от точки А до точки Б без запуска ДВС, имея при этом вожмность зарядить автомобиль в обеих точках. Житейский пример: запаса хода должно хватить от дома до работы и обратно (если вы заряжаетесь только дома) или только от дома до работы (если можно зарядиться и на работе). Для незапланированных или дальних поездок есть ДВС. В других случаях, по моему мнению, переплачивать за PHEV нецелесообразно.
Что лучше — гибрид или электромобиль?
Этот вопрос напрашивался сам собой, так как гибриды являются переходным звеном от ДВС к электрокарам и стоят дороже первых, но пока что дешевле вторых. Сравнивать с чистыми электромобилями мы будем Plug-in hybrids, то есть, самую продвинутую разновидность гибридов.
Преимущества гибридов над электрокарами
Доступность. В некоторых регионах РФ найти электромобиль не просто, либо его эксплуатация сопряжена с некоторыми затруднениями. К примеру, это может быть слишком холодный климат или долгие зимы.
Не влияет отсутствие зарядной инфраструктуры. В принципе, для поездки на работу и обратно, вам скорее всего хватит одного заряда АКБ электрокара на несколько дней, а вот с дачей например, на которую нужно ездить каждые выходные, такой фокус уже не пройдёт. Допустим, это расстояние будет порядка 300 километров без быстрых зарядных станций — сами понимаете, для большинства электромобилей это не подъёмной ношей является. Совсем по другому обстоят дела с PHEV, на котором часть пути можно проехать на бензине, а подзарядкой заняться уже в домашних условиях.
Отсутствие опыта эксплуатации электромобилей. Будем смотреть правде в глаза — на данный момент, для среднестатистического российского автолюбителя, электрокар является загадкой. С гибридом всё же проще будет!
Цена. Гибриды дешевле электрокаров такого же класса.
Преимущества электромобилей над гибридами
Машину оборудованную только электрической тягой нужно меньше обслуживать. Естественно, в гибридах присутствует ДВС, который всё также требуется обслуживать, как и в случае с традиционным автомобилем.
Больше рекуперации. Для пользователей предпочитающих вождение с одной педалью, больше подойдёт электрокар, по той причине, что он обеспечивает сильнейшее и более экономичное рекуперативное торможение.
Больше тяги. В распоряжении электрокаров, как правило, более крупные аккумуляторы, которые могут подавать на электродвигатель гораздо больший ток, да и сам силовой агрегат у них больше. Электромобиль всегда быстрее, чем аналогичный Plug-in hybrids работающий в электро-режиме.
Больше внутреннего пространства. Если электрокар разрабатывался с нуля, то при схожих с гибридом внешних габаритах, он будет иметь больше свободного места в салоне, так как АКБ дислоцируется под полом, а ДВС с его дополнительным оборудованием и вовсе отсутствует.
Налоговые льготы. В некоторых регионах РФ имеют место льготы на транспортный налог для электромобилей. Для гибридов же, подобная лояльность не предусмотрена.
Заключение
Как видим, гибриды на данный момент очень даже выгодными и доступными транспортными средствами являются. Для любителей экологии — это отличный способ попрактиковаться перед приобретением чистого электрокара. Да, нынешние электрокары адресованные широким массам ещё далеки от совершенства, но со временем они преобразятся технически и подешевеют, поэтому PHEV с большой вероятностью утратят свою популярность в значительной степени. Plug-in hybrids на этот момент по стоимости всё также будут превосходить традиционные авто оборудованные ДВС, но, скорее всего, будут стоить дороже, чем большинство средств передвижения на чистой электрической тяге.
Главные водородные концепты современности
Познакомимся поближе с самыми популярными автомобилями на водороде:
• Toyota Mirai — самая распространенная модель водородомобиля. Преимущественный рынок сбыта — Соединенные Штаты, но также продается в Японии, Канаде и европейских странах. Автомашину продают за $58 000 + покупатель получает от автокомпании сертификат на $15 000 для заправки водородом, действующий 3 года. Устройство — классическое для водородомобиля. Чтобы обеспечить машине ровный ход, производитель обеспечил ее аккумуляторной батареей.
Toyota Mirai
• Honda Clarity. Машину можно приобрести в лизинг за $379 в месяц и также получить депозит на заправку в течение 3-х лет на $15 000. Для водородного «топлива» — бак на 141 л. Мощность авто — 174 л/с. На одной заправке можно проехать, по результатам разных тестов, 480-750 км.
• Hyundai Nexo. Корейский водородный кроссовер, оборудованный тремя баками — в багажнике, под капотом и в задней зоне корпуса. Мощность машины — 163 л/с, запас хода — 595 км. До 100 км/ч водородомобиль способен разогнаться за 9,5 сек. Испытания подтвердили, что машина отлично работает при похолодании до -6° С. Гарантированный срок эксплуатации модели — 160 тыс. км или 10 лет использования. В реальности же ресурс машины составляет до 240 тыс. км.
• Mercedes-Benz GLC F-Cell. Особенность этого автомобиля на водороде в том, что это некий гибрид, при необходимости его можно подзарядить и от электросети. Водитель может выбрать комфортный для себя режим следования: ускоренный заряд автомашины на ходу, использование лишь заряда батареи, работа только на водороде с сохранением заряда аккумулятора и поступление энергии одновременно и от батареи, и от топливных элементов. Обновленная модель может похвастаться мощностью 211 л/с (первоначально — 197 л/с). На 4,4 кг водородного топлива машина проедет 430 км, а при заряде от электророзетки — 50 км.
• BMW X5 i Hydrogen Next. Для основы была взята стандартная серийная платформа, электродвигатель может питаться и от батареи, и от топливных элементов. Мощность немецкой разработки — 170 л/с.
Отличия электрокаров
Гибриды
Такую разновидность электрокаров можно назвать первопроходцем экологического сегмента. Главным отличием его является то, что в розетку для подзарядки вставлять его не нужно. Так как батарея заряжается от энергии, которая вырабатывается от двигателя внутреннего сгорания. На чисто электрической зарядке проехать на таком авто много не удастся, так как запас хода слишком мал. Поэтому когда идет роль про сохранение экологии, говорить о таком авто не очень правильно. Так как единственное, чем он выгоден — это сокращением расхода топлива (электродвигатель работает совместно с ДВС).
Тем не менее, большинство производителей авто выпускают несколько моделей гибридных машин (это могут быть даже внедорожники).
Плагин-гибридные автомобили PHEV
Очень часто плагин-гибридные автомобили сравнивают с гибридами. Однако, они имеют довольно весомые отличия.
Самым главным из них является то, что они имеют больший запас хода на электрической батарейке. Так как они оснащены более мощной батарейкой (аккумулятором). Расстояние, которое может проехать такая машина зависит от ее модели. В среднем получается 10-40 км. Скорость ограничена, так как при превышении определенного скоростного порога к электрическому двигателю присоединяется ДВС.
Еще одним весомым отличием является то, что такие эко кары заряжаются от сети.
Данная разновидность транспорта хорошо подходит для больших городов, люди в которых страдают от дорожных пробок. В таких ситуациях это действительно машины, которые не вредят окружающей среде.
Гибридный автомобиль REEV
Суть данного вида автомобилей состоит в том, что запас хода на электричестве значительно увеличен. Он также оснащен и ДВС. Однако в силу он вступает тогда, когда заряд батареи исчерпан. Т.е., батарея заряжается от сети, но благодаря ДВС вам не нужно будет в экстренном порядке искать пункт подзарядки. Машина переключается на бензин.
Это очень удобно, так как на короткие расстояния вы можете ездить на электричестве, но если вам потребуется срочно совершить поездку на большую дистанцию, вы без проблем это сделаете.
Негативным моментом является то, что вам тратиться вдвойне на техническое обслуживание, так как в машине два двигателя. Еще одним минусом является ограниченное количество сервисов, которые имеют возможность обслуживать машины подобного рода.
Электромобили на электричестве BEV
Самым главным отличием от предыдущих моделей является то, что в машине отсутствует двигатель внутреннего сгорания. Несмотря на то, что модельный ряд эко авто не содержит в себе внедорожники, у электромобилей есть множество преимуществ. Во-первых, в них нет лишних деталей, не нужно менять масло, менять запчасти. Принцип устройства электрокаров подобен принципу, по которому работает игрушечная машинка на батарейках. Во-вторых, цены на бензин растут с каждым днем, поэтому этот автомобиль сэкономит ваши расходы. И последним, самым главным преимуществом является возможность подзарядки от возобновляемых источников энергии (солнечные батареи).
Как купить электромобиль
Многие задаются вопросом “как купить электромобиль, если нет денег”. Ведь большинство людей не могут себе позволить машину из-за низких зарплат. Но проблема кроется не в низких зарплатах, а в неумении распределять правильно свои доходы.
Приложение Cubux создано для тех, кто не может осуществить свою мечту. С ним вы сможете накопить деньги на отдых, машину, квартиру и многое другое, что вы даже представить себе не могли.
Cubux дает возможность вам наглядно увидеть все лишние затраты, отказавшись от которых вы сможете накопить деньги. Также есть функция ведения семейной бухгалтерии.
Что выгоднее: водород или электричество
Сравним производительность и стоимость эксплуатации транспорта на водороде и электричестве:
Показатель | Электромобиль | Водородомобиль |
КПД (согласно исследованию Министерства энергетики США) | От 86 до 95 % (в зависимости от модели машины и условий эксплуатации) | 83 % (гибридный Toyota Mirai, максимальный показатель) |
Средняя стоимость | Nissan Leaf II 2021 г. выпуска — 1 649 000 руб. Tesla Model 3 Standart (2020) Range Plus — 4 658 000 руб. | Toyota Mirai от 1 330 000 руб. (модель 2021 г. с пробегом в 3 тыс. км) |
Потребление ресурсов | Tesla Model S — 16,4 кВт*ч/100 км (6,1 км/кВт*ч) Nissan Leaf — 13,1 кВт*ч/100 км (7,6 км/кВт*ч) | Toyota Mirai — до 5 кг водорода (122,4 литра на 650 км пробега) |
Станции зарядки для электрокаров берут плату не за количество потребляемой электроэнергии, а за время подключения. Исходя из этого, можно рассчитать, сколько в итоге потратит владелец на одну поездку в конкретном регионе, заправляясь водородом или подпитываясь электроэнергией от домашней или коммерческой точки заряда.
А так как в России действующих заправок для водородных машин мало, оперировать придется теоретической стоимостью заграничного газа.
Последний пункт убивает рациональность использования автомобилей на водороде. Сеть электрозаправок в этом плане существенно выигрывает. Даже в России число точек подзарядки медленно, но верно растет. По разным данным к концу 2021 года их было от 200 до 300-400.
Как работают автомобили на водороде?
Устройство водородного авто во многом напоминает устройство электрокара: тот же электрический двигатель, только аккумулятор получает питание не от электросети, а от результата химической реакции с участием водорода. Сама реакция протекает внутри ячеек своеобразных реакторов — топливных элементов. Из себя ячейка представляет пару пористых электродов (положительного катода и отрицательного анода), разделенных мембраной из полимера, на который тонким слоем нанесен катализатор.
Если представить схематически, то со стороны анода из специального баллона в систему подается водород, а со стороны катода — уже кислород. Их встреча вызывает химическую реакцию, в процессе которой протоны свободно уходят через полимерную мембрану, а электроны — задерживаются, создавая напряжение. Так возникает электричество, которое далее по цепи идет на электродвигатель, приводящий автомобиль в движение.
Как мы видим, выхлоп при такой химической реакции «нулевой» — чистый и безвредный водяной пар, этот момент очень нравится экологам. Подобное устройство также делает водородные автомобили независимыми от привычного техобслуживания — не надо менять опостылевшее масло или свечи. В чем еще один плюс и для экологии, и для кошелька водителя.
Но сложность в том, что водород в «готовой» для автомобиля форме практически не встречается на Земле. В основном, его добывают с помощью химических реакций из таких газов, как метан или пропан. И если сама работа автомобиля на водороде безвредна для окружающего мира, то при его добыче в атмосферу все равно выделяется вредный углекислый газ. В данное время еще не найден экологически чистый способ производство водорода, хотя процесс идет.
Автомобиль на водороде
Существуют и альтернативные способы добычи водорода:
• Из бурого угля — получение недорогого водорода. Однако сырье легко воспламеняется, отчего практически не транспортабельно.
• Из побочных промышленных отходов — их сегодня ровно столько, что полученного водорода хватит для заправки 250-750 тыс. автомобилей.
Таким образом, чтобы автомобили на водороде работали во всем мире, им требуется множество водородных заправок, их сейчас крайне мало. На сегодня водородные заправочные станции распространены лишь в США, Германии, Японии. В России на настоящий день только одна заправка — и та неофициальная. Причин такой малочисленности несколько, основное это:
• Водород — взрывоопасный элемент: хранение «топлива» требует повышенных мер безопасности, а значит — больших трат на постройку, обслуживание объекта, работу квалифицированного персонала.
• Взрывоопасность «топлива» требует соблюдения осторожности и при заправке. Поэтому на большинстве заправочных станций этот процесс автоматизировали, что также требовало немалых расходов
Электромобиль пока еще проигрывает автомашине с двигателем внутреннего сгорания, это:
• Ограниченный пробег электрокаров, небольшая дальность расстояний, которые можно проехать на одной зарядке.
• Пока еще малое количество зарядно-заправочных станций.
• Долгий процесс зарядки аккумулятора.
• Трудность эксплуатации при минусовых температурах.
Водородные автомобили имеют следующие возможности:
• Могут стабильно работать при -6° С. В экспериментальных условиях некоторые модели автомашины на водороде прекрасно работают и при -25° С.
• Наполнение баллонов автомобиля водородом занимает 3-5 минут.
• Привод на колеса неполный — ситуацию можно исправить только установкой на каждую ось по своему электромотору.
Какие перспективы у автомашин на водороде
Если полистать новости десятилетней давности, то мы увидим, что машины на водородном топливе ставили в один ряд с электрокарами. Сегодня же видно, что такой транспорт обходится слишком дорого, а в большинстве мировых государств еще нет необходимой заправочной сети.
О том, что надежды на водород не оправдались, можно судить по американскому рынку водородных автомобилей — самому крупнейшему в мире. С 2012 года в США было реализовано всего 8000 транспортных средств на водородном топливном элементе. Свободно ездить на водороде можно только в Калифорнии — штате с самой широкой сетью соответствующих заправок. И то, регион периодически страдает от дефицита водорода, из-за чего владельцы не могут пользоваться своими авто.
Уже ясно, что по вопросам экологии водородные машины снова проигрывают электромобилям. То же самое можно сказать и о самом больном вопросе — о стоимости автомобилей. Не вызывает энтузиазма у автовладельцев и небогатый выбор водородных авто. На рынке доступны считанные модели, а многие автопроизводители к 2020 году уже свернули свои водородные проекты: выпуск таких авто обходится в 3 раза дороже, чем электрокаров.
Вывод из всего сказанного: на настоящий момент позиция водорода на топливном рынке оставляет желать лучшего. Водородные проекты не видятся перспективными крупным игрокам мирового автопрома, а население задумывается о приобретении водородной машины в самую последнюю очередь.
Стоимость восстановления
Примечательно, что, судя по отзывам владельцев Tesla, проблемы с ремонтом не касаются силовой установки. Больше всего хозяев авто расстраивает стоимость восстановительного ремонта кузовных деталей.
Как рассказал один из владельцев, ночью на парковке он зацепил ограждение, двигаясь на машине со скоростью пешехода. В результате на левой передней части Tesla остались царапины. Хотя на безопасности автомобиля это никак не сказалось, компания-производитель предложила провести ремонт в специальном авторизированном сервисе Tesla.
Специалисты сервиса оценили ремонт в 9600 долл., чего, мягко говоря, владелец не ожидал. В ответ на просьбу подыскать ему другой авторизированный центр, хозяину транспортного средства предложили починиться за 500 км от места его жительства. В сердцах владелец электрокара написал, что никогда бы не купил автомобиль, зная, во сколько обойдется незначительный ремонт.
Большие затраты ждут владельцев при ремонте кузова электрокара
Еще один покупатель электромобиля также рассказал о небольшой вмятине на арке заднего колеса. Авторизированный центр запросил 4 тыс. долл. за ремонт, обещая провести его в течение шести недель. Кроме того, сервисмены для восстановления арки собирались снять заднее крыло и бампер.
Помимо прочего такой ремонт означал, что факт починки попадет в отчеты СARFAX, чего владелец, естественно, не хотел. В конечном счете хозяину Tesla повезло, он нашел независимого механика, который согласился выполнить необходимую работу за 1300 долл., без отчета для страховой компании.
Что в итоге
До сих пор Tesla была единственным производителем, который произвел первый массовый полноразмерный электромобиль, прошедший в массы, и это была Model 3. Однако даже Model 3 все еще дорогая и кажется «экзотикой» для многих людей. Тем не менее, он вызаывает больший интерес к автомобилям вцелом. Я думаю, что в ближайшие 5–10 лет мы увидим гораздо больше PHEV, которые станут более доступными продуктами. Большинство из них будут иметь дальность хода на электричестве в районе 30-70км. Я не ожидаю, что какой-либо из этих продуктов будет продаваться в количестве более 25 000 в год, т.к. PHEV всегда будет стоить дороже, чем бензиновый авто. Самыми серьезными EV с большим бюджетом на разработку станут специально разработанные BEV. Я думаю, что PHEV будут очень распространены в течение следующих 10-15 лет. Как только регулярной публике станет ясно, что BEV – это будущее автомобилей, PHEV, вероятно, исчезнут. Основная причина в том, что к этому моменту PHEV будут стоить больше, чем обычные автомобили с ДВС, и, вероятно, будут стоить дороже, чем большинство моделей BEV.
В дополнение вы можете посмотреть видео с рассуждениями эксперта по подбору автомобилей на тему будущего электрокаров и гибридов: