Рейтинг тормозных колодок
Для составления максимально объективного рейтинга различных марок колодок, командой тестеров, в которую вошли представители Центра независимых экспертиз, «Авторевю» и испытателей АвтоВАЗа, были использованы колодки от разных фирм и в разной ценовой категории, не исключая российские:
- Германия – ATE, Best, Bosch;
- Россия – STS, ВАТИ, ЕЗАТИ, ТИИР, Полиэдр;
- Великобритания – Ferodo, AP Lockheed, Lucas, QH;
- Украина – DAfmi, Trans Master;
- Венгрия – Rona;
- Италия – Samko;
- Дания – Roulunds.
Что касается тестирования, то оно проводилось на разных стендах, дабы смоделировать разнообразные условия эксплуатации. Кроме того, все колодки прошли предварительную приработку. Условия тестирования:
- Горячее торможение – со 100 км/ч. При этом колодки и диски были заблаговременно разогреты до 200 °С притормаживаниями (непрерывными).
- Холодное торможение – со 100 км/ч до остановки. Диск и тормозные колодки были холодными (менее 50 °С).
- Остывшее торможение – со 100 км/ч. Особенность теста – испытания проходят после окончания циклического торможения, однако лишь тогда, когда тормозная система на стенде остынет до окружающей температуры естественным путем.
- Горный цикл – со 100 до 50 км/ч при условии многократного торможения циклического типа. Производится 2 серии торможений по 25 нажатий, причем итоги берутся только с 50-го торможения. Такой метод позволяет максимально полно имитировать движение по серпантинам и горным дорогам.
Результаты тестирования
Горячее торможение
В данной категории неплохой результат продемонстрировали тормозные колодки следующих фирм:
- ATE – 0.47 ед.;
- Rona – 0.45 ед.;
- Roulunds – 0.44 ед.;
- STS – 0.41 ед.
С другой стороны, тест полностью провалили товары компаний:
- Bosch – 0.28 ед.;
- Samko – 0.22 ед.
Таким образом, они не смогли показать даже средних параметров. Но хуже всего проявили себя AP Lockheed, которые и вовсе пришлось снимать со стенда из искр.
Холодное торможение
В этой категории и ситуация изменилась на противоположную. Колодки Samko, провалившие прошлый тест, неожиданно выдали отличный результат. Перечень лидеров следующий:
- QH – 0.63 ед.;
- Samko – 0.60 ед.;
- ATE – 0.58 ед.;
- Roulunds – 0.55 ед.;
- Lucas – 0.53 ед.
Хуже всех показали себя российские и британские изделия:
- ТИИР – 0.39 ед.;
- ВАТИ – 0.35 ед.;
- AP Lockheed – 0.23 ед.
Остывшее торможение
Тут тройку лидеров составили фирмы:
- QH – 0.65 ед.;
- Samko – 0.60 ед.;
- Rona – 0.52 ед.
Что касается средних результатов, то их показали следующие:
- ATE и Roulunds – по 0.48 ед.;
- ВАТИ и STS – по 0.47 ед.;
- Best, ЕЗАТИ и Bosch – по 0.46 ед.;
- Lucas и Trans Master – 0.45 ед.
Прочие колодки тоже показали нормальный результат, хоть и немного ниже. Тем не менее, откровенного провала, с минимальным нормальным результатом в 0.33 ед., не допустила ни одна компания.
Горный цикл
Имитация езды по серпантинам и горным трассам дала следующие цифры:
- Rona – 0.44 ед., причем они показали температуру нагрева до 230 °С, что очень неплохо;
- QH и ATE – по 0.43 ед.;
- Best – 0.43 ед., при 250 °С;
- Roulunds – 0.41 ед.;
- ВАТИ – 0.40 ед., при 230 °С;
- STS – 0.38 ед. при 230 °С;
- Trans Master – 0.38 ед. при 260 °С;
- Samko и Bosch – 0.36 ед., при 260 °С.
Аутсайдером стали английские AP Lockheed, от которых снова посыпались искры.
Выбор колодок по производителю
Сегодня тормозные колодки для иномарок могут отличаться своими размерами и рядом других характеристик. При выборе колодок необходимо подбирать такие модели запчастей, которые полностью соответствуют конкретной модели автомобиля. Если у вас имеются какие-либо сложности с выбором, то всегда можно обратиться к специалисту в магазине, и он по каталогу с учетом года и модели вашего автомобиля подберет колодки, которые будут полностью подходить под особенности каждой конкретной модели.
Наибольшей популярностью сегодня на рынке пользуются тормозные колодки от немецких и японских производителей. Такие запчасти одновременно отличаются качеством изготовления, они надежны, долговечны, длительное время не стираются, обеспечивая беспроблемную эксплуатацию транспорта. А вот от покупки недорогих китайских запчастей рекомендуется отказаться, так как качество таких деталей не всегда будет соответствовать требованиям автопроизводителя. В итоге, экономя на покупке тормозных колодок, мы неизменно жертвуем безопасностью транспорта.
Борьба с подделками
Не сложно догадаться, что объективно лучшими колодками будут те, которые относятся к OEM-производителям или предназначены для послепродажного обслуживания, но являются продуктом ведущих брендов.
Если вы определились с производителем, который готов предложить подходящие вашей машине и особенностям вождения колодки, постарайтесь исключить вероятность покупки поддельных элементов тормозной системы. Таких на нашем рынке достаточно много, что становится настоящей проблемой.
Но есть несколько простых рекомендаций, соблюдение которых позволит обезопасить себя от фальшивок.
Маркировка. Она обязательно должна присутствовать на конструкции колодки. Причём смотрите на знак соответствия европейским требованиям, который выполнен в виде кружочка с буквой Е внутри
Также важно наличие сертификационного знака и номера одобрения. Сертификационные знаки имеют вид 90R или R90
Рядом ищите международные и каталожные номера, номера производственных партий. Если их нет, лучше от такой колодки отказаться.
Логотип производителя. Бывает даже так, что мошенники слишком стараются создать копию продукции других производителей. Но не до конца определяются, какую именно фирму будут подделывать. Потому на рынке можно встретить детали, на разных сторонах которых наносятся логотипы разных компаний. Следите за тем, чтобы логотип был правильно написан и имел форму, полностью соответствующих оригинальному лого компании.
Дополнительные документы. Если это какой-то кустарный производитель, то в упаковке с колодками вы вряд ли найдете что-то помимо самих деталей. А настоящие и лучшие изготовители обязательно укладывают в коробку паспорт, сертификаты, гарантийные талоны, и в некоторых случаях инструкции по самостоятельной установке. Сертификаты одобрения в упаковке присутствуют не всегда. Если внутри его нет, попросите копию у продавца. Он обязан предъявить сертификат.
Код товара. Это возможно пока только у некоторых ведущих производителей. С помощью официального сайта можно по коду проверить, действительно ли продукция оригинальная либо перед вами подделка. Для этого нужно ввести определённую комбинацию из цифр и букв.
Нельзя сказать, что выбор тормозных колодок является чрезвычайно сложной задачей
Тут есть свои нюансы и моменты, на которые следует обращать основное внимание. Речь идёт об условиях эксплуатации, репутации компании и соответствии заявленных характеристик реальным возможностям запчастей
Цена также во многом подскажет, является ли такая колодка достаточно качественной и надёжной. Экономить на оснащении тормозной системы не стоит. Иначе низкосортные дешёвые колодки сомнительных брендов могут подвести в самый ответственный момент. Не стоит рисковать ради мнимой экономии.
Виды тормозных колодок для автомобиля
В зависимости от используемых материалов тормозные колодки можно разделить на следующие категории:
Полуметаллические
Это недорогие тормозные колодки хорошего качества. Содержат более 50% стали, железного порошка и цветных металлов (медь, бронза, латунь). Они в основном используются в США. Они характеризуются хорошими акустическими свойствами, удобством использования и низким износом, в том числе дисков, но они не являются термостойкими. Следовательно, они не рекомендуются для транспортных средств, которые часто выполняют высокоскоростное торможение.
Кроме того, их нельзя устанавливать на грузовиках весом более 6 тонн — в этом случае их эффективность торможения резко снижается.
Органические (безасбестовые)
Не содержат стали или твердых компонентов трения. Они в основном используются в Японии. Эти материалы имеют очень хорошие акустические свойства и хорошие характеристики износа. Однако они не подходят для высокоскоростных транспортных средств и транспортных средств с высокой нагрузкой.
Низкометаллические
Ищите лучшие бюджетные тормозные колодки? Обратите внимание на низкометаллические. В качестве замены асбеста они используют различные органические и неорганические волокна
Такие колодки используются в основном в Европе.
Они имеют плохие акустические свойства и вызывают больший износ диска, чем в случае полуметаллических материалов. В то же время они предлагают гораздо большее термическое сопротивление, высокую эффективность торможения в широком диапазоне температур, скоростей и нагрузок. Именно поэтому они используются как в легковых, так и в грузовых автомобилях.
Керамические
Помимо высокой эффективности торможения, они характеризуются низкой запыленностью и бесшумной работой (они не создают скрипов).
3: ATE
Тормозные керамические колодки фирмы ATE для иномарок занимаю 3-ю позицию среди лидеров рынка. ATE Ceramic разработаны для увеличения срока эксплуатации колодок, снижения шума и исключения пыли, возникающей в процессе работы тормозных колодок. Многочисленные тесты компании ATE показали, что продукт серии Ceramic соответствуют всем стандартам и требованиям, предъявляемым к оригинальным колодкам при любых режимах эксплуатации. ATE Ceramic сертифицированы для использования в оригинальных тормозных системах автомобилей. Считается, что керамические колодки эффективно тормозят только в прогретом состоянии, однако ATE Ceramic специально разработаны для использования в стандартных тормозных системах на дорогах общего пользования, поэтому одинаково эффективно работают при любых температурах.
Виды колодок
Главной функцией тормозных колодок является преобразование в тепловую кинетической энергии, которая возникает за счёт вращения колёс и выделяется при торможении, когда колодка трётся о поверхность тормозного диска.
Сами производители этих элементов направляют свои усилия на то, чтобы сделать процесс торможения на машине максимально эффективным. Этого удаётся достичь путём сохранения высокого коэффициента трения в обширном диапазоне температур. То есть, вне зависимости от воздействующей температуры, колодки сохраняют свою надёжность, долговечность и качественно справляются со своими функциями.
Хотя конструктивно все колодки практически идентичные, основные отличительные характеристики касаются использования материалов при изготовлении рабочей поверхности. Если говорить коротко, то колодка представляет собой специальный фрикционный материал, который помещается на подложку из металла.
При выборе тормозных колодок автомобилисты во многом отталкиваются от материала их изготовления. Всего выделяют 4 разновидности:
- органические;
- керамические;
- низкометаллические;
- полуметаллические.
Простое обозначение не даёт понять, что именно это за колодки и чем они друг от друга отличаются. А автомобилисту знать это стоит, поскольку неоднократно пригодится в дальнейшем.
Низкометаллические. Здесь подразумеваются тормозные колодки, которые отличаются низком содержанием металла в своей структуре. Технология изготовления аналогична производству органических элементов. Но процент содержания в них металла выше. Он составляет до 30%. Эти конструкции характеризуются лучшими показателями теплообмена и устойчивости к износу. Но при эксплуатации отмечается образование большего количества пыли и увеличение шумности.
Органические. Для производства органических колодок для тормозной системы автомобиля используются углероды, кевлар и стекло в сочетании с относительно небольшим количеством металла. Содержание последнего составляет до 15%. К ключевым преимуществам этого типа тормозных элементов относят способность быстро схватываться и создавать минимальный уровень шума
Но важно понимать, что органические изделия достаточно мягкие, из-за чего проявляется важный недостаток в виде низкой устойчивости к износу. Также они способствуют образованию большого количества пыли
Если пыль будет проникать в отверстия на вентилируемых тормозных механизмах, это приведёт к быстрой поломке.
Полуметаллические. Для изготовления полуметаллических тормозных колодок используется смесь из чёрных и цветных металлов с добавлением специальных наполнителей. Это неорганические компоненты и графит. В зависимости от модели и производителя, процентное соотношение металла в составе колодки может достигать 65%. Эти изделия характеризуются высокими показателями теплоотдачи и устойчивости к износу. Потому способны служить длительный период даже при условии активной эксплуатации. Но существует и недостаток, который проявляется в виде снижения ресурса тормозных дисков. На многих образцах полуметаллических колодок наблюдается такая проблема как низкая эффективность и увеличенный уровень шума в условиях работы при низкой температуре.
Керамические. В качестве фрикционного материала тут задействовали керамику. Дополнительно в состав колодки входят наполнители, выполненные из синтетического каучука или цветных металлов. Керамические колодки являются разработкой нового поколения. Потому здесь мы говорим о наиболее современных изделиях, которые отличаются высокой экологичностью. Образование пыли минимальное. При этом конструкции обладают стабильным коэффициентом трения в обширном диапазоне температур. Керамика помогает бережно сохранять работоспособность диска и создаёт минимальный уровень шума. Главным же недостатком считается высокая стоимость. Можно также отметить температурное ограничение в 300 градусов Цельсия. Но если тормоза прогреваются до 300 градусов Цельсия, это уже говорит о чрезмерных экстремальных нагрузках.
На чём именно остановить свой выбор, каждый автовладелец будет решать самостоятельно. Если финансовое положение позволяет, то объективно лучшим решением может стать именно керамический тип колодок. Но порой машины вполне обходятся другими видами элементов
Тут важно учитывать эксплуатационные характеристики и требования конкретного автомобиля
Категории качества тормозных колодок
Какие бывают производители
Прежде чем покупать колодки, следует обратить внимание на ее упаковку. Обычная картонная коробка без опознавательных знаков – причина для опасения, даже если на ней будет изображена знакомая лейба
Производитель, беспокоящийся о своем имени, не пожалеет средств на качественную упаковку. Также на ней будет указываться маркировка сертификации (90R).
Популярностью пользуются тормозные колодки таких компаний:
- Чаще всего восхищение среди автомобилистов вызывает надпись Brembo;
- Для спортивных соревнований любительского уровня выпускает неплохие колодки фирма Ferodo;
- Премиальной продукцией считаются колодки бренда АТЕ;
- Мировое имя среди производителей качественных тормозных систем имеет компания Bendix;
- Оптимальный вариант для городского режима можно выбрать среди товаров, которые реализуются фирмой Remsa;
- Немецкий производитель Jurid использует на производстве передовые технологии, благодаря чему продукция пользуется популярностью среди автолюбителей;
- Компания Pagid изготавливает «конвейерную» продукцию для сборки таких автомобилей, как Volkswagen Golf, Audi TT и Q7, а также некоторых моделей Porsche;
- Для любителей спортивного стиля вождения существует надежная продукция, которую изготавливает бренд Textar;
- Еще один немецкий производитель, который выпускает не только качественные тормозные колодки, но и множество всевозможной техники – Bosch;
- Хотя компания Lockheed занимается в основном изготовлением моторов для самолетов, в ассортименте производителя также имеются качественные тормозные колодки;
- Если был куплен новый автомобиль, то взамен штатным элементам можно установить аналоги от Lucas/TRW.
9: Bosch
Тормозные колодки для иномарок от фирмы Bosch занимают девятую позицию в рейтинге лучших. В их состав входят около 20 компонентов. Примерно 20% составляют связывающие вещества: искусственные смолы и природный каучук. Сталь медь, цинк, бронза, алюминий — 10%. Углеволокно, синтетические волокна и минеральная вата составляют около 10%. В качестве наполнителей используются оксиды AL, FE и сульфат Na примерно 25%. 35% составляют компоненты формы: графит, сульфиды Cu и Al. Линейка продуктов BOSCH отвечает жестким требованиям автопроизводителей по равномерности и стабильности характеристик, поведению автомобиля на высоких скоростях, износоустойчивости, фрейдингу.
Материал изготовления автомобильных колодок
Существует 4 варианта колодок, в зависимости от материала изготовления.
Металлические
В зависимости от модели в составе металла для таких колодок может быть от 10 до 30% меди. Допускается добавление органических материалов для повышения трения и улучшения эксплуатационных характеристик изделий. Но металлические колодки считаются устаревшими и реже используются из-за нескольких важных недостатков:
- повышенного шума;
- образования угольной пыли;
- необходимости производить замену колодок каждые 10 000 км.
Большинство производителей авто уже отказались от такого материала. Сегодня металлические колодки устанавливают преимущественно на продукцию АвтоВАЗа или совсем старые иномарки.
Органические (безасбестовые)
Изделия изготавливаются с использованием углерода, смол, стекла, а также кевларовых волокон. Благодаря этим материалам торможение осуществляется более плавно и мягко. Соответственно на тормозные диски и барабан оказывается минимальное воздействие, что повышает срок эксплуатации и прочность этих элементов.
Однако сами тормозные колодки стираются тоже довольно быстро. Замену требуется выполнять каждые 10 000 – 15 000 км. Также они выделяют повышенное количество угольной пыли. В органических колодках может быть не более 15% металла.
Полезно! Такие модели не стоит использовать при агрессивном вождении.
Полуметаллические
Это золотая середина, так как в составе таких моделей может быть от 30 до 65% стали и меди. При этом могут использоваться черные, цветные и комбинированные металлы. Дополнительно в состав добавлен графит, неорганические материалы и дополнительные связующие компоненты.
Из преимуществ таких моделей можно выделить более высокую твердость, за счет чего колодки служат дольше, и относительно невысокую стоимость. Также полуметаллические системы демонстрируют хороший теплоотвод. Но так как они тверже, то и шуметь будут чуть сильнее, чем органические.
Керамические
Это самый дорогой, но и самый лучший тип колодок. Первоначально ни использовались только для специализированного транспорта, но позже их начали ставить и на обычные автомобили. По прочностным характеристикам керамика не уступает стали. Такие колодки обладают высокой термостойкостью и способны сохранять работоспособность даже если они используются в экстремальных условиях. Еще один плюс заключается в том, что в процессе торможения изделия не издают писка. Керамические модели долговечнее и надежнее. Кроме этого современная керамика не так агрессивна к металлическим дискам.
Керамические колодки отличаются стабильным коэффициентом трения. У полуметаллических моделей он может меняться, что не очень хорошо.
Плюсы и минусы керамики: коротко о главном
Керамические колодки являются полным антиподом металлического варианта и имеют массу отличительных особенностей в функционировании – керамика характеризуется массой преимуществ, среди которых выделяются:
- Отсутствие пыли в момент срабатывания – в отличие от органических колодок, керамика не выделять мелкие абразивные частицы во время трения о поверхность диска, в результате чего снижается необходимость в регулярном обслуживании тормозов и повышается эксплуатационный ресурс комплектующих;
- Низкий уровень шума – малое содержание металлов в составе снижает вероятность скрипов или шума во время торможения, благодаря чему колодки будут выигрышно смотреться в автомобиле семейного типа или представительского класса;
- Высокий температурный диапазон – стабильная эффективность торможения у керамики наблюдается в диапазоне от 0 до +600 градусов, что снижает риск блокировки колеса при перегреве суппортов. Данный вариант подойдет для эксплуатации в жарком климате или среднегрузовых автомобилей;
- Меньший коэффициент трения – низкое содержание железа снижает коэффициент сцепления колодок с колесных дисков без потери эффективности торможения, в результате чего замедляется процесс стачивания покрытия диска.
Среди недостатков керамических тормозных колодок выделяются только высокая стоимость и необходимость к прогреву, что не позволяет использовать тормоза в полную меру в начале движения. Керамические колодки становятся все более популярными в странах ЕС и Америки, благодаря высокой надежности и эффективности торможения.
Топ 10 производителей дисков
Сайт «Первый по шинам» при выборе лучших тех или иных товаров всегда ориентируется на тесты, проводимые авторитетными в своей области изданиями. Однако, в случае с таким популярным и жизненно необходимым товаром, как тормозные диски, ни одно авторитетное автомобильное издание не проводило тестов уже очень давно. Существуют результаты тестов тормозных дисков 7-ми летней и большей давности, которые проводили малоизвестные издания (1, 2). Но на их результаты сегодня ориентироваться уже нет смысла.
Поэтому, при выборе Топ-10 лучших тормозных дисков сайт «Первый по шинам» ориентируется на два критерия – класс запчасти и стоимость. Для корректного сравнения по стоимости все диски подбирались для одного автомобиля.
К примеру, топ-10 лучших тормозных дисков на одну из самых массовых моделей — Hyundai Solaris – будет выглядеть следующим образом:
- ATE («премиум» класс 2300р)
- Zimmermann («премиум» класс 2300р)
- EBC («премиум» класс, 4100р)
- Valeo («средний» класс 1300р)
- Lucas («средний» класс 1300р)
- Bosch («средний» класс 1400р)
- Ferodo («средний» класс 1500р)
- Nibk («средний» класс 1700р)
- Brembo («средний» класс 1800р)
- Textar («средний» класс 1800р)
- Fenox («эконом» класс 1100р)
Как не купить подделку
В настоящее время на полках многих автомагазинов и в интернете, зачастую встречается поддельная продукция. Это касается не только дорогих, знаменитых на весь мир брендов, но и дисков из среднего и даже эконом класса. Чтобы свести к минимуму возможность приобретения контрафактной продукции необходимо следовать нескольким несложным правилам:
- Покупать тормозные диски только в проверенных и надежных магазинах что дорожат своей репутацией. А торговых точек с сомнительной репутацией, лучше избегать, несмотря на их рекламу
- При покупке всегда нужно осматривать поверхность нового диска.
- На любом оригинальном диске, даже самом недорогом, всегда есть заводская маркировка. Обычно она выгравирована или выбита на его нерабочей поверхности. Если такой маркировки нет, значит, скорее всего, перед вами подделка, и от покупки лучше воздержаться.
- На более дорогих дисках ставится клеймо производителя, а также серийные номера конкретных тормозных дисков. Клеймо — очень весомый аргумент в пользу того, что диск действительно оригинальный. Серийный номер диска можно проверить в базе данных на сайте производителя. Так можно проверить, оригинальная ли это продукция или нет.
Помните, что поддельные тормозные диски не только обладают меньшим сроком эксплуатации, но и подвергают опасности здоровье и жизнь водителя и пассажиров автомобиля, на который они установлены, а также других участников дорожного движения.
На что обращать внимание при покупке тормозных колодок
Общая рекомендация для приобретения тормозных колодок достаточно очевидна: либо оригинальные OEM, либо для послепродажного обслуживания проверенных брендов.
После того, как бренд (или несколько брендов), соответствующий условиям и манере вождения автомобиля и самому автомобилю, определён, необходимо избежать ситуации с приобретением поддельного товара, которым всегда наполнен рынок. Вот несколько простых правил, помогающих в этом вопросе:
- Маркировка на колодке – должно быть указано соответствие европейским требованиям (буква Е в кружке) с указанием сертификационного знака (R90 или 90R) и номера одобрения. Там же находятся каталожный и международный номера, номер производственной партии.
- Колодка маркируется и логотипом производителя. На поддельных колодках (видимо от чрезмерного усердия) иногда встречаются на разных сторонах одного товара логотипы разных производителей.
- Известные фирмы в упаковку укладывают паспорт товара, сертификат одобрения (в случае отсутствия в упаковке его обязаны представить сотрудники магазина), гарантийный талон и иногда даже инструкцию по установке. Сомнительные фирмы такими деталями, как правило, не утруждаются.
- На сайте некоторых производителей можно легко идентифицировать тормозные колодки по уникальному коду товара (комбинация букв и цифр), и убедиться в их подлинности.
Таким образом, правильный выбор тормозных колодок требует учета индивидуальных факторов: условий эксплуатации, репутации производителя (по периодически публикуемым рейтингам), соответствия характеристик товара заявленным производителем (по результатам стендовых испытаний), и по уровню цены.
Критерии выбора
На что же обратить внимание и как не совершить ошибку при выборе необходимого элемента для тормозной системы. В каждом индивидуальном случае подбор тормозной колодки должен отталкиваться от некоторых технических параметров
- Теплоотдача. Оптимальный температурный режим для работы колодок старых отечественных автомобилей — +280 — +360 градусов. Для транспортных средств спортивного типа или модернизированных иномарок с хорошей теплоотдачей этот показатель достигает до +950 градусов. Основной рабочий элемент тормозной системы, рассчитанный для езды спортивных авто, не рекомендован для установки в машинах, совершающих обычные поездки по городу. Так как в этом случае колодки не смогут проявить свои оптимальные свойства.
- Основная характеристика трения. Очень важный критерий, так как в случае не достаточного прогрева тормозной колодки, коэффициент трения уменьшается. Из-за этой особенности тормозные колодки будут очень быстро стираться. Стандартные «башмаки» имеют коэффициент 0,3 – 0,6. Увеличенное цифровое значение колодки свидетельствует о более качественном торможении.
Виды пластин
До того, как купить лучший тормозной элемент для своего авто, стоит узнать о существующих разновидностях колодок
На классификацию запчасти следует обратить внимание по ее виду. В соответствии с материалом изготовления, комплектующие разделяют на четыре вида:
Полуметаллические
Данный расходный материал тормозной системы содержит в составе от тридцати до шестидесяти процентов металла. В большинстве случаев производитель применяет железный порошок, графит и медь. Дополнительными элементами являются синтетические вещества. При изготовлении таких накладок часто используется специальное приспособление, модифицирующее работу машины. Модификатор позволяет удачно соединить все компоненты «башмака».
Основным плюсом таких деталей является оптимальная отдача тепла. Однако они быстрее изнашиваются, плохо исполняют свои функции при пониженной температуре, обладают повышенным уровнем шума при включении тормозов. Также такие детали интенсивно стирают тормозной диск. Средняя цена на подобную продукцию составляет от 14 до 25 долларов и определяется самим производителем.
Органические
Такие расходники сделаны из волокон и органических веществ, скрепленных вместе при помощи смолы. При изготовлении используются: стеклянные, кевларовые, углеродные и высококачественные резиновые материалы. Покупая подобный продукт, можно рассчитывать на мягкую работу деталей. Кроме того, при езде можно избежать повышенного шума.
Минусом таких колодок является плохое торможение при попадании влаги во внутренние элементы и очень быстрое истирание. К тому же органические «башмаки» часто создают повышенный уровень пыли, приводя к порче вентилируемые диски. Цена на продукцию составляет от десяти до двадцати долларов.
Металлические
При изготовлении подобных расходников возможно полное или частичное добавление металла. Стоимость этой продукции намного выше, чем у колодок из других материалов. Однако запчасти отличаются идеальным качеством и долгим эксплуатационным сроком. Основным отличием металлических «башмаков» является основа из стали или меди. Установка таких колодок улучшает работу тормозов и обмен тепла с дорожным покрытием.
Долговечные накладки очень износостойкие и гарантируют водителю оптимальный уровень эффективности езды авто. Небольшой минус деталей состоит в том, что есть риск их повреждения диском. Средняя стоимость запчастей колеблется от сорока до пятидесяти долларов. Титановые расходники имеют чуть большую цену.
Керамические
Эти расходники являются самыми идеальными по качеству, однако имеют немалую стоимость. Отличаются высоким качеством торможения, устойчивостью к повышенным температурам, сохранении первоначальных характеристик даже при попадании в конструкцию влаги. Изготавливается из керамических волокон и цветмета. В некоторые модели производитель добавляет небольшой процент стали или никеля. Такие колодки хорошо работают в паре с тормозными дисками, не выделяют много пыли и не перегреваются. Средняя цена на керамические запчасти начинается от ста долларов. Точные расценки зависят от бренда и марки транспортного средства, на которое будут устанавливаться запчасти.
При выборе материала расходников, стоит определиться с подбором запчастей, учитывая:
- будет ли осуществляться езда в горной местности;
- климат региона проживания;
- стиль вождения;
- терпимость к образованию скрипов тормозов;
- пользование прицепами;
- наличие на дорожных полотнах ям и глубоких луж в холодное время года.
Объективные критерии качества тормозных колодок
Оценка продукции по данным опросов, безусловно, важна, но не всегда объективна. А для продукции, связанной с безопасностью объективные критерии качества – обязательное условие производства. Такие критерии формируются по результатам испытаний, которые для тормозных колодок на российском рынке определяются правилами Европейской комиссии (ЕЭК ООН).
Испытания проводятся на стендовом оборудовании и воспроизводят различные режимы нагружения рабочего материала тормозных колодок при различных сочетаниях скорости движения, температуры рабочей поверхности и давления в гидросистеме (усилия на педаль тормоза).
Из эксплуатационных испытаний имитируется самый тяжелый режим – движение по серпантину (в технической литературе – циклы FADE), это когда нагрузка прикладывается с постоянным усилием c интервалами в 45 секунд несколько раз подряд.
Конечно, стандартные испытания не могут в полной мере воспроизвести случайный режим нагружения, характеризующий разную манеру и условия езды, а ограниченное время стендовых испытаний дать исчерпывающие оценки долговечности.
Кроме того не воспроизводятся натурные условия окружающей среды (температурные перепады, попадание в водную среду при дожде или в агрессивную снежную массу с реагентами). Однако в качестве инструмента для сравнения продукции разных производителей результаты испытаний вполне подходят не только для специалистов, но и для широкого круга потребителей.
В России испытания тормозных колодок проводят в Научно–исследовательском Автомоторном Институте (НАМИ) и регулярно публикуют результаты исследований, как в специализированных автомобильных изданиях, так и в литературе для автолюбителей.