Дизайн
Первые кроссоверы походили на маленькие внедорожники, т.е. имели аэродинамику кирпича. Классика жанра в отечественном и зарубежном исполнении, Нива и первые РАВ 4, не отличались плавностью линий. Но когда оказалось, что основная часть дорог кроссоверов все же имеет твердое покрытие и скорости довольно высоки, то конструкторы начали борьбу за экономию топлива путем улучшения аэродинамики. За прагматикой потянулась и мода. Теперь дизайн кроссоверов становится главным полем битвы производителей этих автомобилей. Поскольку выдающиеся технические характеристики большинству покупателей не нужны, то они выровнялись у всех основных фирм. В ход пошли внешние факторы. При этом получаются иногда весьма спорные решения типа «Nissan Juke» или Mini Countryman.
Куда уходит полный привод?
Все те же маркетологи, во многом определяющие задачи для автопрома, нашли еще одну рыночную нишу. Многие покупатели хотят иметь автомобиль с увеличенным клиренсом и высокой посадкой, но не готовы доплачивать за полный привод. Есть спрос – будет и предложение. И вот уже почти все производители кроссоверов предлагают моноприводные версии своих автомобилей. Граница между кроссовером и обычным городским универсалом все больше стирается. Консерваторы ворчат, что без полного привода автомобиль не кроссовер. Возможно, они и правы, но перефразируем классика: «Если «недоприводы» покупаются, значит это кому-нибудь нужно!»
Что же выбрать: кроссовер или внедорожник?
Ответ на этот вопрос достаточно прост и зависит от того, насколько часто вам придется покидать нормальную дорогу. Если вы живете за пределами города или же несколько раз в месяц приходится покорять бездорожные просторы, тогда выбор нужно остановить на внедорожниках. При этом стоит помнить про расход топлива — он у джипов больше.
Для городских условий, особенно в мегаполисах, идеальным вариантом будут кроссоверы. Причиной тому — меньший расход топлива, достаточно высокий просвет, чтобы преодолевать ямы на дорогах, а также более высокий уровень комфортности. И совершать редкие поездки за город на природу на таких автомобилях приятно.
Преимущества кроссоверов
В первую очередь необходимо сказать о сбалансированности возможностей этого автомобиля. Одновременно такая машина предназначена для поклонников активного образа жизни и ее использования в городе, машина хорошо себя показывает как на разбитых дорогах, так и при скоростном пилотаже по автостраде. На таком автомобиле можно с лёгкостью выбраться на дачу, не переживая о выпавшем снеге на дороге или размытой проселочной грунтовке. При этом машина будет чрезвычайно удобной при эксплуатации в городе. Не стоит забывать о возможности трансформации салона, что позволяет сложить заднее сиденье, получив максимально возможный объем багажника, в котором можно перевезти стиральную машину, большой телевизор, духовой шкаф и другие крупногабаритные предметы, погрузить которые в легковушки попросту невозможно.
Отличная управляемость автомобиля. Сразу оговоримся, что, говоря о хорошей управляемости этого автомобиля, в первую очередь мы сравниваем его с классическими внедорожниками. Общеизвестно, что стандартные джипы хороши на бездорожье, но при использовании автомобиля в городе или на скоростной магистрали проявляются все недостатки этого класса автомобилей. Кроссовер в этом плане смог решить имеющиеся проблемы, предлагая автовладельцам отличную управляемость даже на высокой скорости. Достигается подобное за счёт легковой компоновки подвески и рамы, которые выполняются несущими, независимая подвеска позволяет гарантировать максимально возможный комфорт при использовании авто на разбитой дороге.
Доступная стоимость кроссоверов. В настоящее время в продаже можно найти различные модели таких кроссоверов как от премиум производителей, так и от брендов, которые специализируются на производстве не слишком дорогих доступных марок машин. Соответственно, можно как приобрести стильные и роскошные кроссоверы от Mercedes и BMW, так и недорогие модели от Renault, Hyundai и Kia. Поэтому каждый покупатель сможет подобрать подходящий для него вариант автомобиля, который по своей стоимости не будет отличаться от легковушки.
Имеющийся ассортимент выбора. За последние годы выбор автомобилей этой категории существенно расширился. Если ранее в продаже доступные кроссоверы можно было пересчитать по пальцам одной руки, то сегодня каждый уважающий себя производитель предлагает сразу несколько таких моделей, которые отличаются размером, классом оснащения и другими характеристиками. Можно выбрать как полноразмерные кроссоверы, которые по своим характеристикам фактически не уступают полноразмерным джипам, так и компактные паркетники, которые в первую очередь разработаны для их использования в условиях города.
Легкость последующей продажи. Автомобили кроссоверы сегодня чрезвычайно популярны на вторичном рынке, соответственно в последующем каких-либо проблем с продажей такого автомобиля не возникнет. Также потенциальные покупатели могут подобрать авто на вторичном рынке, где имеется отличное предложение, что в свою очередь позволяет несколько сэкономить на приобретении нового автомобиля. Необходимо лишь учитывать показатели надежности конкретной марки и сохранение своей стоимости того или иного автомобиля.
Разновидности и цены
Современный автомобильный рынок может предложить большой ассортимент в выборе кроссовера (каждый производитель автомобилей имеет в своём багаже минимум по одной модели). Среди них встречаются как моноприводные (чаще всего переднеприводные), так и полноприводные. Бывают и с дополнительным (третьим) рядом сидений. Для более понятного распределения в видах и моделях нужна классификация по габаритам.
Мини
Ford EcoSport (начальная цена от 900 тыс. руб.);
Mitsubishi Pajero Mini (в нашей стране пока не продаётся);
Suzuki SX4 (начальная цена от 1,08 млн. руб.);
Renault KAPTUR (от 880 тыс. руб.).
Малые
Chery Tiggo (начальная цена от 850 тыс. руб.);
Mitsubishi ASX (начальная цена от 1,1 млн. руб.);
Nissan Qashqai (начальная цена от 980 тыс. руб.);
Skoda Yeti (от 1,07 млн. руб.);
BMW X1 (от 1,55 млн. руб.);
Audi Q3 (от 2,3 млн. руб.);
Renault DUSTER (от 640 тыс. руб.).
Компактные
Chevrolet Captiva (на данный момент не продаётся);
Hyundai Tucson (от 1,45 млн. руб.);
Toyota Rav4 (от 1,45 млн. руб.);
Volkswagen Tiguan (от 1,35 млн. руб.);
Mazda CX-5 (от 1,5 млн. руб.);
Ford KUGA (от 1,25 млн. руб.).
Средние
Hyundai Santa Fe (от 1,85 млн. руб.);
Audi Q5 (от 3 млн. руб.);
Volvo XC60 (от 2,6 млн. руб.);
BMW X3 (от 3,4 млн. руб.);
Infiniti QX30 (от 2,1 млн. руб.);
Kia Sorento (от 1,6 млн. руб.);
Lexus RX (от 2,8 млн. руб.);
Mercedes GLK (от 3,1 млн. руб.);
Nissan Murano (от 2,46 млн. руб.);
Toyota Highlander (от 2,3 млн. руб.);
Mitsubishi OUTLANDER (от 1,25 млн. руб.).
Полноразмерные
Audi Q7 (от 3,75 млн. руб.);
BMW X6 (от 5,3 млн. руб.);
Infiniti QX80 (от 4,2 млн. руб.);
Mazda CX-9 (от 2,9 млн. руб.);
Porsche Cayenne (от 4,83 млн. руб.);
Mitsubishi PAJERO (от 2,8 млн. руб.);
Volkswagen Touareg (от 3 млн. руб.);
Volvo XC90 (от 3,4 млн. руб.);
Ford Explorer (от 2,85 млн. руб.).
Преимущества и недостатки автомобиля
Будущим покупателям важно знать сильные и слабые стороны выбранного авто. Вот основные достоинства кроссовера:
- Улучшенная обзорность. Высокая посадка водителя позволяет в полной мере следить за происходящим вокруг.
- Полный привод. Это упрощает процесс управления автомобилем на сложных участках дороги.
- Высокий уровень проходимости. Машина легко преодолевает встречающиеся на пути препятствия, в том числе и бездорожье.
Тем не менее у кроссоверов есть свои недостатки. Так автомобиль способен преодолеть лишь незначительное бездорожье. Например, неглубокий брод или лесную дорогу. Недостатки больше всего затрагивают финансовую сторону вопроса.
Техника выполнения отведения ноги в кроссовере
Важно перед проведением тренировки с махами в кроссовере проводите разминку, разогревайте и растягивайте мышцы и соблюдайте правила приведённые ниже. Общие правила:. Общие правила:
Общие правила:
Общие правила:
- Выполняя махи, старайтесь соблюдать ритм и задерживать ногу в верхней точке. Это увеличит эффект от выполнения упражнения.
- Манжеты следует закрепить прочно, чтобы они не расстегнулись.
- Корпус должен оставаться ровным, не заваливайтесь.
- Следует делать несколько подходов (не менее трёх), количество повторений — не менее десяти.
- Чтобы эффективнее проработать мышцы, работающую ногу следует уводить внахлёст. Так, мышцы будут больше сокращаться.
- Стремитесь сконцентрироваться на работе мышц, старайтесь их прочувствовать.
Упражнение — махи в кроссовере
Отведение ноги в кроссовере — техника выполнения
Техника выполнения упражнения
Отведение ноги в сторону стоя на тренажере
Самое простое упражнение из всех видов отведения ног в кроссовере. Главное, правильно подобрать вес, так как внутренняя поверхность бедра уязвима к большим весам, особенно у новичков. Во время упражнения прорабатываются средние и малые ягодичные мышцы и внутренняя поверхность бедра.
Техника выполнения упражнения:
- Станьте боком к тренажёру.
- Корпус держите ровно, руку опустите на тренажёр и держите равновесие.
- Упор сделайте на ногу возле тренажёра, на той ноге, которой будут выполняться махи, закреплена манжета.
- Сделав глубокий вдох, и отводите ногу в направлении противоположном стойке тренажёра. Старайтесь сделать мах как можно выше. В верхней точке зафиксируйте ногу на несколько секунд.
- Возвращайте ногу в первоначальное положение на выдохе.
- Выполнив необходимое количество повторений на одну ногу, меняйте манжету и выполняйте махи другой ногой.
Отведение ноги в сторону в кроссовере стоя
Отведение ноги в сторону в кроссовере стоя — техника выполнения
Отведение ноги в сторону в кроссовере стоя — техника выполненияВажно не брать большой вес, если вы только начали выполнять это упражнение (можно повредить колени). Стараясь отвести ногу как можно дальше, не перестарайтесь, чтобы не получить растяжение. Стараясь отвести ногу как можно дальше, не перестарайтесь, чтобы не получить растяжение
Стараясь отвести ногу как можно дальше, не перестарайтесь, чтобы не получить растяжение
Стараясь отвести ногу как можно дальше, не перестарайтесь, чтобы не получить растяжение.
Видео с техникой выполнения упражнения.
Отведение ноги назад в кроссовере стоя
Наиболее эффективное из всех упражнений с отведением ног на кроссовере. Во время тренировки задействована больная ягодичная мышца и дополнительно прорабатывается задняя поверхность бедра. При соблюдении правильной техники за небольшие сроки можно придать ягодицам прекрасный вид
Но важно не переборщить с весом, иначе эффект может быть прямо противоположным
Техника выполнения упражнения:
- Повернувшись лицом к кроссоверу, слегка наклонитесь вперёд и держитесь за стойку или ручку.
- Сделайте упор на одну ногу.
- На второй ноге закрепите манжету. Поднимите ногу и приготовьтесь выполнять махи.
- На вдохе отведите ногу назад, как можно выше, прочувствуйте работу ягодиц.
- В верхней точке зафиксируйте положение ноги на пару секунд.
- На выдохе возвращаетесь в исходное положение.
- Выполнив запланированное количество подходов на одну ногу, переходите ко второй ноге.
Отведение ноги назад в кроссовере стоя
Отведение ноги назад в кроссовере стоя — техника выпонения
Отведение ноги назад в кроссовере стоя — техника выполненияВидео с примером выполнения.
Махи ногами в кроссовере с упором на скамью
Техника выполнения упражнения:
Поставьте спортивную скамью перед кроссовером. Тщательно закрепите манжеты. Примите исходное положение. Упор на скамью
Спина и руки прямые, колени упираются в скамью. Ногу, на которой закреплена манжета, разогните и поднимите. Сделайте мах и зафиксируйте ногу две секунды в верхней точке. На выдохе возвращайтесь в исходную позицию
Важно следить за тем, чтобы пятка была направлена вверх. Спина не должна сильно прогибаться
Корпус держите ровно, не заваливаясь в сторону
Корпус держите ровно, не заваливаясь в сторону.
Махи ногами в кроссовере с упором на скамью
Махи ногами в кроссовере с упором на скамью — техника выпонения
Махи ногами в кроссовере с упором на скамью — техника выполненияВидео с описанием техники выполнения упражнения.
История кроссовера
Еще в 70-х годах у американских автопроизводителей получались автомобили далеко напоминающие современный кроссовер. Это были машины сочетавшие в себе качества легкового автомобиля и внедорожника. Так в 1948 году выпущен полноприводный американский кабриолет Willys Jeepster. Этот спортивный автомобиль предназначался для военных, вернувшихся со Второй мировой войны Он кстати пришелся по вкусу и был довольно популярен. В СССР так же выпускались легковые автомобили с полным приводом: М-72 1955 года выпуска, полноприводный «Москвич» 1957 года.
Willys Jeepster 1948
Их основной отличительной особенностью является то, что эти автомобили не позиционировали себя как городские. Они больше предназначались для сельской местности и являлись внедорожниками повышенного комфорта.
Первым кто ближе всего подобрался по предназначению к современным кроссоверам был AMC Eagle 1979 года. У этого легкового седана с увеличенным дорожным просветом был непостоянный передний привод, который подключался с помощью рычажка в салоне. Такая трансмиссия вполне могла справиться не небольшим бездорожьем или снежным заносом, более того с включенным полным приводом автомобиль был способен передвигаться и по асфальту.
AMC Eagle 1979 года
Первым полноценным кроссовером по праву считается Toyota RAV4 выпущенный в 1994 году. Автомобиль предназначался молодому поколению для активного отдыха. Самое главное это то, что автомобиль не уступал по устойчивости и управлению седанам и превосходил их на скользком покрытии и в гололёд.
Toyota RAV4 1994 года
К началу 2000-х годов этот класс автомобилей начал укореняться и популярность этих автомобилей начала набирать обороты не только в Северной Америке.
Что такое джип?
Если джипы были созданы изначально, как транспортные средства высокой проходимости, то кроссоверы имеют иные корни. Они – прямые потомки полноприводных универсалов, очень популярных в своё время.
Чем отличается кроссовер от джипа в реальных «боевых» условиях? Кроссовер, каким бы хорошим он ни был, в грязи рано, или поздно застрянет намертво. И достать его сможет только трактор. А джип, с помощью подручных средств, полного привода и мощного мотора, способен выбраться самостоятельно.
В России есть собственные машины, которые принято считать джипами. Это УАЗ и Нива.
Среди кроссоверов есть и настоящие модели – ветераны, пережившие не один рестайлинг, и продающиеся уже десяток-другой лет. К таким пионерам-первопроходцам относятся Toyota RAV4, которая недавно отмечала двадцатилетие. Ох уж, и до чего часто этот автомобиль становится незаменимым участником наших размышлений. Кажется ещё вчера, когда писали, чем отличаются паркетники от кроссоверов, брали её в качестве одного из примеров.
Тойота – компания, которая производит несколько моделей внедорожников и кроссоверов. Каждая из них достаточно популярна и неплохо продаётся. Это Ленд Крузер, Ленд Крузер Прадо, FJ Cruiser, Venza, Vanguard и 4Runner.
С таким составом, компания вполне спокойно себя чувствует в большинстве классов. Конкуренция в лице Мицубиси и других земляков, конечно же, есть. Существует она и со стороны южно-корейских компаний. И никто этого не отрицает.
Почти все все джипы и кроссоверы из Японии отлично продаются в России.
А тот же RAV4 здесь продаётся не хуже какой-нибудь Шевроле-Нива.
В Европе всё несколько иначе. Там есть кроссоверы для среднего класса, топовая техника и небольшие автомобили, которые покупаются той же целевой аудиторией, что и хэтчбэки. Это те же Пежо и Ситроены.
При этом на европейский рынок ворвались японские и южнокорейские машины. Nissan Juke создал настоящий фурор в Европе. Не хуже ситуация с Mitsubishi. От этой компании Outlander и ASX постепенно расширяют сферу владения азиатских автопроизводителей.
Единственная страна, которая так и не смогла покорить автомобильную Европу, это Китай. Их новые джипы и кроссоверы здесь особого восторга не вызывают. Причин тому много. За те же деньги можно купить что-то проверенное. Плюс, далеко не каждая китайская машина пройдёт Euro NCAP.
Общие значения
С первого взгляда, все три вида автомобилей могут выглядеть одинаково. Многие подумают, что это уловка маркетологов, но так ли это? Исходя из названий, можно выделить, что внедорожник — транспортное средство повышенной прочности, обладающее высокой проходимостью. Его цель — проходить сквозь бездорожья.
Кроссовер представляет собой некий гибрид, в котором совместились качества легкового транспорта и внедорожника. Такие автомобили ориентированы больше на спортивный сегмент. А вот паркетник — это моноприводная комплектация без уклона на скорость или загородные ландшафты. Главное, чем отличается кроссовер от паркетника, это универсальность используемых дорог.
Многие производители пытаются сделать эти три класса автомобилей отличительными внешне, чтобы покупателю было легче сделать выбор
Но при покупке в первую очередь нужно обращать внимание на техническую часть
Кузов
В любом настоящем внедорожнике обычно представлено рамное выполнение кузова. При такой конструкции основные элементы и агрегаты транспорта устанавливаются непосредственно на раму. Раньше это было обязательным атрибутом, но паркетник и кроссовер изменили состояние рынка.
В кроссовере рамный кузов редко встречается. Только в некоторых моделях рама представлена в привычном виде, хотя и немногим помогает на загородных дорогах. Паркетник же имеет самый меньший кузов, а в раме и вовсе нет необходимости. Дело в том, что он построен на базе стандартного автомобиля, поэтому ему не приходится сталкиваться с серьёзными преградами на трассе. Его клиренс увеличен в среднем на 20 мм, что лишь немногим улучшает геометрию проходимости. Небольшое сходство с внедорожником подчёркивает соответствующее оформление автомобиля.
Трансмиссия
Чтобы понять, что такое паркетник и кроссовер с внедорожником, нужно изучить их техническую часть. Характерной чертой для внедорожника является использование пониженной коробки передач. Она упрощает преодоление труднопроходимых участков. Также в них реализованы функции ручного подключения мостов или постоянного полного привода с использованием межосевого дифференциала.
В кроссоверах используется более простая технология. В них не установлена пониженная передача, но межосевой постоянный привод можно принудительно включать при пробуксовке колёс. А вот в паркетнике трансмиссия может очень сильно напоминать конструкцию кроссовера. Несмотря на схожесть, мощность всё же ориентирована на обычную городскую езду.
Подвеска
Что касается этого элемента, то отличие внедорожника от кроссовера и паркетника значится в подвеске. В этом классе она зависимая, ведь увеличивает проходимость автомобиля. Это повышает надёжность транспорта, хотя и уровень комфорта сильно падает.
В паркетниках и кроссоверах подвеска независимая — спереди и сзади. Разница небольшая: подвеска для кроссовера заточена под езду на ровном и разбитом асфальте, а вот у паркетника — только по ровным участкам. Для сурового бездорожья она не подойдёт.
Что такое внедорожник: определение
Итак, что значит внедорожник, или оффроад? Если давать краткое определение, это – класс машин для передвижения по пересеченной местности или бездорожью, обладающий повышенной проходимость за счет ряда технических характеристик, отличных от аналогичных характеристик легковой машины. Отличаются:
Разберем каждую особенность более подробно.
Трансмиссия
Трансмиссия полноценного джипа имеет следующие отличительные особенности:
Механическая коробка передач. Она позволяет лучше контролировать передвижение (в отличие от «автомата») и обладает большей надежностью (по сравнению с вариатором).
Усиленное сцепление. При передвижении по бездорожью сцепление испытывает очень большие нагрузки, поэтому оно должно обладать повышенной прочностью и высоким уровнем трения между обеими его частями.
Раздаточная коробка с понижающей передачей. С раздаточной коробкой все понятно – она вращает вторую колесную ось. А вот пониженная передача на ней нужна, чтобы равномерно распределять крутящий момент с двигателя на все колеса
Это очень важно при медленной езде по бездорожью, так как повышает проходимость транспортного средства, заставляя и передние, и задние колеса вращаться с одинаковой скоростью.
Наличие системы блокировки дифференциала. Она нужна для того, чтобы в случае, если одно из колес или целая ось окажется в воздухе (а на пересеченной местности такое – не редкость), они были остановлены и не отнимали крутящий момент у колеса или оси, которые сохранили сцепление с почвой.
Ходовая часть
Ходовой части оффроада присущи следующие черты:
- Привод на все четыре колеса. Для чего он нужен, вполне понятно: на плохой дороге четыре вращающихся колеса с большей вероятностью заставят автомобиль двигаться, чем два. Кроме того, если два из четырех колес машины намертво застряли и не могут вращаться, остаются еще два, которые могут вытянуть ее.
- Длинноходовая подвеска, позволяющая колесам перемещаться в нескольких направлениях: относительно своих осей и относительно кузова. Это нужно для лучшего сцепления с дорогой. Например, если авто окажется на участке местности с небольшими возвышениями, одно колесо будет выше другого. Если колеса не смогут перемещаться в вертикальной плоскости, это приведет к тому, что одно из них повиснет в воздухе и будет вращаться вхолостую. При наличии длинноходовой подвески такого не произойдет: колесо опустится и все равно окажется на земле. Наилучшим вариантом такого рода подвески является зависимая подвеска.
- Использование в подвеске рессор. Рессоры – наиболее прочный тип подвески, который может выдержать серьезные нагрузки, которые нередко испытывает подвеска автомобиля при езде по бездорожью. Правда, есть у них и минус: они передают водителю вибрацию узлов и деталей, а также удары с колес.
- Мощная колесная база. Колеса должны быть большого диаметра и достаточной ширины. Это обеспечивает большую скорость передвижения и лучшее сцепление колес с поверхностью, по которой передвигается транспортное средство.
- Обязательно наличие гидроусилителя руля. Нередко чтобы повернуть передние колеса на бездорожье, требуется приложить серьезные усилия. Снизить их помогает гидроусилитель руля, который в данном случае просто незаменим.
- Большой дорожный просвет (или клиренс). Если дорожный просвет будет низким (например, как у седанов), то велика вероятность, что машина своим дном заденет неровности, которыми изобилует пересеченная местность. Клиренс у авто для пересеченной местности не должен быть менее 200 мм.
Кузов
Кузов описываемого класса машин тоже имеет свои особенности. Во-первых, он должен быть достаточно прочным, чтобы получать минимальные повреждения от ударов или соприкосновения с окружающими предметами. Во-вторых, он не должен быть несущим. На оффроадах устанавливают раму, которая гасит нагрузку на кузов, а также все контакты кузова с препятствиями. Например, если машина, у которой несущий кузов, проедет по серьезному бездорожью или пересеченной местности, это может привести к возникновению на таком кузове вмятин – ведь все нагрузки, которые испытывает авто, будут передаваться именно на него. А в случае с рамочной конструкцией основная их часть придется на подвеску и ходовую часть. Несущий кузов несет в себе и еще один риск, неприемлемый для оффроад-авто. Дело в том, что этот класс автомобилей нередко приходится вытаскивать с помощью трактора или другого автомобиля, если он застрял. Если кузов будет несущим, при таком вытаскивании он может просто расползтись по швам.
Отличия внедорожников от кроссоверов
Справедливости ради, следует заметить, что сейчас кроссоверами называют паркетники – машины для хороших городских дорог. То есть красивый джип не для грязи. Изредка такие машины специально дорабатываются под страны, вроде России, или Индии, где с дорогами всё плохо, или очень плохо.
Дорожный зазор джипа (внедорожника), почти всегда больше. Это сделано намеренно, чтобы уменьшить вероятность застревания в грязи, или снегу. Особенно на примере Форда Рейнджера 2020 видно какой должен быть дорожный просвет у внедорожника.
Кроссоверы бывают компактные, среднеразмерные и полноразмерные. Плюс, временами выпускают модели с дополнительным рядом сидений. Для этого колёсную базу могут увеличить.
Джипы произошли от одноимённых военных автомобилей, созданных для езды по пустыням, джунглям и другим труднодоступным местам и бездорожью. Они изначально имеют мощный двигатель и надёжную подвеску.
Почти всегда внедорожник имеет полный привод, либо вариант полноприводной комплектации.
Среди кроссоверов же полный привод – скорее приятная опция, которая далеко не всегда меняет дело.
Популярны среди автолюбителей всего мира дизельные джипы и кроссоверы. Эта техника, временами, может показывать отличные характеристики, особенно в паре с полным приводом и хорошей трансмиссией. Чаще всего трансмиссия в таких машинах идёт автоматическая, либо роботизированная.
Чем отличается от внедорожника и паркетника
Большинство покупателей путают представителей этих классов, потому что основные отличия несут лишь конструктивный характер. Внешне такие автомобили редко когда имеют серьезные отличия.
Полноценный внедорожник может быть меньше, чем кроссовер. Примером тому служит Suzuki Jimni. В сравнении с Nissan Juke этот автомобиль для любителей off-road преключений кажется миниатюрным. На этом примере видно, что нельзя кроссовер сравнивать с внедорожником по внешним признакам.
Чаще среди внедорожников в полном смысле этого термина встречаются большие модели. Среди них – Chevrolet Suburban. Длина гиганта составляет 5699 миллиметров, а высота – 1930мм. Некоторые модели рассчитаны на 9 мест включая водительское.
Подобный подход применяется и в случае сравнения кроссовера с паркетником. Второй внешне ни чем не отличается от полноразмерного SUV, однако по технической части он предназначен для езды исключительно по ровным дорогам.
В случае с паркетниками у них всегда передний привод. Скорее паркетник это следующая ступень после представителей класса SUV и CUV. Они значительно уступают в производительности даже кроссоверам, хотя внешне могут выглядеть внушительней, а в салоне быть более комфортными.
Вот список основных факторов, которыми кроссовер отличается от внедорожника и паркетника:
- Несущий кузов вместо рамной конструкции. Это значительно снижает вес автомобиля и его стоимость. По этой причине на изготовление кроссоверов уходит меньше материалов и его стоимость сравнительно небольшая.
- Кроссовер собирается на платформе легкового автомобиля. Вот несколько примеров: Audi Q7 (платформа Audi A6), BMW X3 (BMW 3-series), Ford EcoSport (Ford Fiesta), Honda CR-V/Element (Honda Civic) и другие.
- Большинство современных кроссоверов не имеют раздаточной коробки. Вместо нее вторая ось включается автоматически при помощи вискомуфты или электромагнитной муфты, когда машина выезжает на дорогу с неоднородным покрытием (снег на льду или грязь).
- Если сравнивать кроссовер с внедорожником, то первый значительно уступает по глубине брода и углам подъема/спуска, так как его трансмиссия не имеет элементов, необходимых для преодоления серьезных горных холмов. Клиренс в кроссоверах чаще всего не превышает 200 миллиметров.
- По умолчанию все кроссоверы имеют привод только на одну ось (переднюю или заднюю). Вторая включается, когда ведущая начинает пробуксовывать. Чтобы привлечь больше покупателей к своей продукции, некоторые производители оснащают свои автомобили только одним приводом. Компания Dimler, например, планирует перевести кроссоверы Mercedes-Benz на передне- или заднеприводные варианты.
- По сравнению с внедорожниками кроссоверы менее «прожорливы». Сравнительно низкий расход объясняется тем, что мотор в них устанавливается менее производительный. Мощности силового агрегата достаточно для эксплуатации в городском режиме, а небольшой запас позволяет проехаться по небольшому бездорожью. Также многие модели из данной категории обладают улучшенной аэродинамикой, что положительно влияет на расход топлива.
- Перед полноценными внедорожниками некоторые модели кроссоверов значительно уступают в объеме багажника. Конечно, если речь не идет о маленьких авто класса SUV.
Основные представители классов
Автолюбителю-новичку порой непросто сориентироваться, внедорожник перед ним или кроссовер, тем более что дизайн у них похож, и многие автомобили обоих классов выпускаются одними и теми же концернами.
Самые знаменитые представители внедорожников:
- Hummer.
- Toyota Land Cruiser и RAV4.
- Mitsubishi Pajero.
- Nissan Patrol.
- Land Rover.
- Suzuki Jimny.
- Infiniti QX80.
- Cadillac Escalade.
- Jeep Grand Cherokee.
- Mercedes-Benz G.
- УАЗ «Патриот» и «Хантер».
- «Нива».
- Lexus LX и GX.
Lexus LX
Самые актуальные модели кроссоверов:
- Peugeot 2008.
- Nissan Juke.
- Suzuki SX4.
- Mercedes-Benz GLA.
- MINI Cooper Countryman.
- Opel Mokka.
- Citroën C4 Aircross.
- Nissan Dualis.
- Renault Duster.
Конструктивные особенности
Внедорожник
С точки зрения русского языка правильнее называть этот класс вседорожниками, однако и традиционное название имеет смысл. Автомобиль, эксплуатируемый вне дорог, должен иметь повышенную надёжность и всё необходимое, чтобы выбираться из самой непролазной грязи. Отсюда особенности техники.
- Трансмиссия. Настоящий внедорожник в обязательном порядке должен иметь постоянный полный привод. Альтернативой может послужить подключаемый полный привод, но если речь идёт о классическом вездеходе, то второй мост должен «включаться» вручную, а не через вискомуфты. Практически обязателен межосевой дифференциал с возможностью механической блокировки, а ещё лучше — с межколесной блокировкой. Не стоит называть внедорожником автомобиль без понижающей передачи, поскольку это один из главных инструментов преодоления жесткого бездорожья. В идеале раздаточная коробка должна иметь понижающую и прямую передачу.
- Подвеска. Должна быть частично или полностью зависимой. Комфорт от езды на такой «перине» значительно ниже, но окупается высокой надёжностью. Тем не менее подвеска должна иметь ещё и дополнительный запас прочности. У внедорожников ход подвески заметно больше, и связано это с необходимостью при любом положении кузова удерживать колесо на земле.
- Кузов. Классический внедорожник — это жесткая рамная конструкция. Однако сегодня кузов на раме встречается довольно редко, и необходимая жёсткость достигается за счёт других элементов.
- Проходимость. Передний и задний свес вездехода минимален, это обеспечивает большой угол съезда и подъёма в гору. Геометрия играет здесь не последнюю роль. Высокий дорожный просвет рассматривается как обязательная особенность, но не меньшее значение имеет колёсная база и колея. Благодаря им машина может преодолевать неровности, вывешивая одно из колёс.
- Колёса. Диаметр начинается от 30 дюймов. Частый признак — наличие у колёс заметной боковины.
Внедорожник преодолевает препятствие
Кроссовер
Главная разница между классами — в целях и способах эксплуатации. Кроссоверы не нуждаются в постоянном полном приводе, поскольку на асфальте он приведет только к дополнительной трате топлива, а применение раздаточной коробки с трудом можно представить в городских условиях. Тем не менее встречаться с небольшими препятствиями приходится и жителю города, отсюда и конструктивные особенности.
- Трансмиссия. Современные производители грамотно используют возможности полного привода: он подключается только при необходимости. Распределение крутящего момента может производиться как с помощью электроники, сигнализирующей о пробуксовке, так и с помощью механических устройств. К примеру, компания Honda использует двухконтурную гидравлическую блокировку, при разнице в давлениях перераспределяющую через муфту крутящий момент в пользу буксующего моста.
- Подвеска. Приоритет для кроссоверов — управляемость с уклоном к комфорту на разбитой дороге. Независимы и задняя, и передняя подвески. Долгая эксплуатация за пределами асфальтовой полосы не рекомендуется.
- Кузов. Кроссовер представляет собой легковую машину с широкой зоной эксплуатации. Это отличие проявляется и в кузове, который никогда не ставится на раму, но имеет высокую жёсткость на кручение.
- Проходимость. Внешний вид машины играет большую роль. Рубленые свесы и задранный нос трудно считать украшением, поэтому кроссоверы имеют низкие углы подъёма и спуска. Клиренс меньше, но здесь проигрыш внедорожникам заметно ниже.
- Колёса. Обычно низкопрофильные, предназначенные для асфальта.
Любимые модели в России
Первое место в РФ уверенно занимает французская модель Рено Duster (аналогична Ниссан TERRANO). Из самых очевидных достоинств этого автомобиля — невысокая цена 640 тыс. руб. (в сравнение с другими кроссоверами) и импортный бренд. При скромных характеристиках (передний привод, объём двигателя 1600 см3, мощность 100 л. с.) разгон до 100 км/ч за 10,5 сек. Благодаря высокой посадке, уверенности на дороге и приятной цене эта модель пришлась по вкусу многим автолюбителям. Производитель также выпустил эту модель с полным приводом колёс, коробкой автомат и мотором объёмом 2 литра. Такой автомобиль обойдётся покупателю уже в 950 тыс. руб.
Второе место занимает кроссовер от японского производителя Ниссан Qashqai (II поколение J11, выпускающегося с 2014 года). Начальная цена за этот автомобиль — 975 тыс. руб. За эту цену вы получите передний привод, двигатель объёмом 1,2 л мощностью 115 л. с. Известный японский производитель предоставляет много модификаций, среди которых есть и полноприводные с 2-литровым мотором на автоматической коробке передач (вариатор). Такой автомобиль обойдётся покупателю уже в 1,36 млн. руб. Кашкай всем запомнился ещё в первом поколение, вышедшем в 2007 году. Ярким внешним видом и резвой динамикой он покорил многих автолюбителей.
Наверное, на удивление многих, на третьем месте оказывается Шевроле Нива, у которой на официальном сайте написано громкое слово «Внедорожник». Этот автомобиль — совместная разработка американского бренда и российского производителя. Собирается он полностью в России. Этот кроссовер привлекает к себе сочетанием доступной цены (стартовая от 555 тыс. руб.) и высокой проходимости по бездорожью. Шевроле Нива — это уникальная машина, которая позволяет преодолевать всевозможные препятствия. Огорчает только не самый сильный двигатель, в котором всего 80 л. с. при объёме 1,7 литра. Внутренний интерьер тоже не может порадовать, как и набор дополнительных опций, есть только самое основное. Но благодаря своему минимализму и уверенной внедорожной проходимости стал популярным среди рыбаков, охотников и просто любителей путешествовать.