Особенности автомобильного катализатора и важность его применения

Цена удаления катализатора

Если вам необходимо вырезать катализатор, цена будет зависеть от того, что вы хотите получить на выходе. Для тех, кто затрудняется с выбором, специалисты сервиса «Мастер глушителей» посоветуют оптимальный вариант ремонта.

О том, сколько стоит удалить катализатор, предлагаем узнать из таблицы:

НаименованиеСтоимость, руб.Время на работу, мин. Гарантия, мес.
Установка заменителя катализатора (без материала)от 1000от 40
Замена прокладок, точки крепления хомутовот 300
Замена катализатораот 1500
Замена катализатора пламегасителем (включая пламегаситель)от 2500
Замена катализатора в катколлкторе, включая пламегасительот 5500от 3 часов

Для тех, кто хочет не только удалить катализатор, цена будет пересчитана по прайсу с учетом других видов работ.

Тем, кто планирует установить новую деталь взамен старой, мы предложим качественные комплектующие, выполним монтаж, а также устраним вероятную причину загрязнения. Автомобиль будет экономно расходовать топливо, а вы сделаете вклад в защиту окружающей среды наравне с другими участниками дорожного движения. Обращайтесь к нам, чтобы убрать катализатор — цена вас приятно удивит!

Решение проблем с ошибкой после удаления катализатора

Задачи и функции катализатора

Мы уже недавно обсуждали с вами конструктивные особенности выхлопной системы на автомобиле, в которой одной из составных частей выступает именно катализатор.

Более того, даже активно велись разговоры на тему замены катализатора на пламегаситель, с чем не все были согласно. В продолжении этой темы хочу обсудить с вами удаление такого элемента.

Катализатор, он же каталитический нейтрализатор, используется в авто фактически с одной целью. И этой задачей является снижение уровня вредных выбросов в вырабатываемых выхлопных газах. То есть тут речь идет сугубо об экологическом вопросе. Если говорить простым языком, каталик очищает вредный газ. Это позволяет хоть в какой-то мере сохранить нашу окружающую среду, а не уничтожить ее окончательно своими ДВС.

Устройство узла предельно простое. Это труба с утолщением, внутри которой находится подобие пчелиных сот. Только здесь они более полые и длинные.

Обычно соты делают на основе керамики с напылением из более дорогих металлов. Чаще всего это палладий, иридий и иные представители платиновых групп.

Материал изготовления напрямую влияет на стоимость. При выходе из строя за новый катализатор порой приходится отдавать в лучшем случае 25-30 тысяч рублей. На некоторые машины он стоит более 100 тысяч.

Чтобы происходило превращения вредных газов в относительно безвредные, нужна химическая реакция. Протекать она будет только при условии нагрева до температуры около 750 градусов Цельсия. Если вы не знали, то на выходе из мотора температура газов составляет порядка 500-500 градусов, чего объективно мало. Потому при выходе из ДВС и прохождении сквозь катализатор провоцируется химическая реакция, способствующая увеличению выделяемого тепла.

На этом, думаю, можно остановиться. Если интересуют подробности, посмотрите видео, взгляните на ролики в Youtube.

Мы же двигаемся дальше.

Стоит ли удалять и как это делать

Снять или выбить из выхлопной системы катализатор не самая сложная задача.

Избавляясь от этого элемента, вы просто убираете на пути выпускного тракта одно препятствие. Своего рода керамический фильтр, отвечающий за экологичность.

Он не станет немедленно разрушаться или сокращать свой моторесурс от этого. Вы лишь делаете машину менее экологичной.

При этом электроника машины вряд ли позволит вам нормально ездить, если просто снять нейтрализатор. Тут актуальным становится вопрос о том, нужно ли прошивать машину после таких действий. Да, сделать это придется.

Перепрошивка делается на стандарт Евро 2. Изначально он предусматривал использование кислородного датчика только перед нейтрализатором. А уже с Евро 3 датчиков стало 2. Если у вас на авто их пара, убрав каталик, лямбды на входе и выходе начнут фиксировать одинаковые значения, из-за чего будет постоянно гореть Check. Это повлечет за собой падение мощности и увеличение расхода.

Чтобы решить проблему, применяется прошивка Евро 2. Для этого вносятся соответствующие нормы в ЭБУ. Смысл до безобразия прост. Достаточно отключить нижний зонд, и оставить верхний. В итоге все будет работать отлично.

Замена катализатора на использованный

Это метод ремонта с наибольшим риском. Использованные катализаторы чаще всего покупают на шротах или онлайн-аукционах. Они не самые дешевые, и за их установку нужно платить столько же, сколько и за установку новых.

Вы никогда не знаете, в каком состоянии находится катализатор и как долго он будет работать. Если мы хотим сэкономить – лучше купить самый дешевый, универсальный катализатор.

Если ваш автомобиль показывает признаки износа каталитического нейтрализатора автомобиля

Если вы хотите заменить катализатор на новый оригинальный или универсальный

Если вам нужна помощь в выборе и покупке катализатора

Варианты ремонта системы выхлопа

После осмотра нейтрализатора и оценки его состояния выбирается один из путей ремонта. В зависимости от степени повреждений, марки автомобиля и его экологического класса, алгоритма контроля в ЭБУ и предпочтений автовладельца ремонт идет по одному из нижеперечисленных сценариев.

  1. Попытка восстановления. Если соты основания засорены не критично, то мастера на СТО часто рекомендуют попробовать промыть катализатор особыми химикатами. Так как это наиболее дешевый способ. Обычно этот метод помогает при небольших загрязнениях. Если же на стенках каналов и торцах основания имеются признаки оплавления, механического повреждения или обильных маслянистых засоров — в промывке не будет смысла.
  2. Замена изношенного катализатора на новый или контрактный оригинал. Самый дорогой, но и самый надежный метод. Стоимость ремонта в этом случае, вместе с запчастями и работой, иногда доходит до шестизначной суммы. Однако после восстановления заводского состояния системы выпуска автомобиль гарантированно пройдет технический осмотр по показателю CO–CH. К тому же не придется проводить манипуляции с системой контроля над работой катализатора (изменение электронной цепи, прошивка ЭБУ, вживление «обманок» и т. д.).
  3. Установка универсального заменителя. На рынке выбор неоригинальных катализаторов довольно велик. Однако, как показала практика, дешевые экземпляры или работают совсем плохо (ошибка все равно загорается) или служат недолго. Это логично — ведь без дорогостоящих благородных металлов пока невозможно изготовить действенный нейтрализатор. А себестоимость этих металлов довольно высока. И если выбран путь установки заменителя, то не стоит покупать запчасть из нижнего или даже среднего ценового сегмента. Велика вероятность, что это будут впустую потраченные деньги.
  4. Замена катализатора на пламегаситель или стронгер. Эти заменители наиболее распространены сегодня в ремонте систем выпуска. Во-первых, пламегаситель и стронгер благоприятно влияют на микроклимат в выхлопном тракте. Снижается пульсация потока. Отработавшие газы частично охлаждаются. А это благоприятно влияет на ресурс последующих элементов магистрали (резонатора, гофры и глушителя). Во-вторых, по соотношению стоимость-эффект установка пламегасителя или стронгера оптимальна. К недостаткам относится необходимость отключения или обхода системы контроля, а также риск увеличения вредных выбросов до уровня, выше требуемого по регламенту техосмотра. Но, как показала практика, нормы выбросов в РФ позволяют относительно новым авто (до 10 лет) без проблем проходить техосмотр и без катализатора.
  5. Физическое удаление катализатора из корпуса без установки заменителя. Этот способ имеет лишь одно, но весомое преимущество — он самый дешевый. Однако есть и ряд недостатков. Увеличивается температура и пульсация потока выхлопных газов. Появляется грохочущий, металлический рев при раскрутке двигателя до 4-5 тысяч оборотов. Для возрастных автомобилей серьезно возрастает риск провалить государственный технический осмотр по вредным выбросам.

Все способы, связанные с удалением тела катализатора из выхлопной магистрали, подразумевают модификацию системы контроля. В противном случае ЭБУ выдаст ошибку.

История: от первых экспериментов до массового внедрения

Идея очистки выхлопных газов появилась еще задолго до внедрения стандартов, ограничивающих содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобильного транспорта. Промышленные очистные установки, сходные по принципу действия с современными автомобильными катализаторами, массово ставились еще в 80-х годах. Особенно на предприятиях, расположенных в непосредственной близости к жилым кварталам.

В 1988 году был официально подписан стандарт ЕВРО-0. Он регламентировал количество окисей углерода и азота, а также содержание летучих углеводородов в выхлопных газах бензиновых авто. Существовал этот стандарт формально и практического применения не имел. То есть на автомобильной индустрии никак не отразился.

Ситуация несколько изменилась в 1992 году. Тогда вышел новый экологический стандарт ЕВРО-1, который распространялся уже и на дизельные моторы. Несмотря на ужесточение требований к выбросам, существенных изменений в технологии производства двигателей не произошло. Почти все автопроизводители без проблем вписались в рамки нового экологического класса. В некоторых моделях авто были изменены настройки топливных систем. Но глобальных переработок уже созданных двигателей и их систем питания не потребовалось.

В 1995 году был введен следующий класс: ЕВРО-2. И здесь многие автопроизводители не смогли вложиться в нормы, прописанные в стандарте. Разрабатывать принципиально новые системы питания или существенно модернизировать имеющиеся было экономически нецелесообразно. Также это требовало некоторого времени. Решение нашлось в оснащении системы выпуска специальным устройством: каталитическим конвертером-нейтрализатором.

После 1999 года, с вводом стандарта ЕВРО-3, катализаторы ставились на все вновь производимые легковые авто в Европе, Японии и Америке. Хотя, как показывали исследования, некоторые новые автомобили и без систем очистки вписывались в нормы.

Сегодня все современные авто оснащаются катализаторами выхлопных газов.

Не будет ли перегрева выхлопной системы если удалить катализатор

Это ещё один интересный вопрос. Вернее интересное заблуждение.

Бытует мнение, что катализатор служит не только для «очищения выхлопа», но и для снижения температуры выхлопных газов. В моём понимании всё происходит с точностью до наоборот.

Каталитическая реакция нейтрализации проходит с выделением тепла. Поэтому газы в катализаторе, как минимум, не охлаждаются. Видели когда-нибудь расплавленные соты катализатора? Так вот выхлопные газы их так не расплавят. А что тогда их так перегрело?

А перегрели катализатор пропуски воспламенения в двигателе. Несгоревшая смесь, попадает в катализатор и там в процессе реакции нагревается и перегревает соты, что приводит к их оплавлению.

Поэтому всякие пламегасители по бешенным деньгам вместо катализатора приносят пользу только тем, кто их изготовил и впарил первому попавшемуся автовладельцу. Понятно, что пользы от него больше, чем от простой трубы, но такая польза не стоит таких огромных денег. Исключительно по моему мнению.

Почему старая и добрая «шестёрка» пол века ездит без всяких пламегасителей? У неё топливо как-то не так в двигателе сгорает? Или выхлопная система какая-то особенная?

Для предотвращения перегрева катализатора ЭБУ на большинстве автомобилей умеет определять пропуски воспламенения в каждом отдельном цилиндре. Делается это очень просто. Во время работы двигателя, маховик вращается не равномерно, а рывками. То есть, первый поршень делает свой толчок и маховик в этот момент делает ускорение. Затем немного замедляется, пока третий поршень не даст свой толчок. Но если, допустим, третий поршень несколько раз подряд не дал толчка, то ЭБУ это увидит и перекроет подачу топлива в этот цилиндр. Таким образом эта несгоревшая смесь не перегреет катализатор.

Но попадание, допустим, ведущих колёс в ямку на дорожном покрытии, может также влиять на вращение маховика через систему трансмиссии. Поэтому, чтобы состояние дорожного покрытия не заводило ЭБУ в заблуждение, на автомобиле устанавливают датчик неровной дороги. Если этот датчик сигнализирует о неровной дороге, то ЭБУ игнорирует возможные пропуски воспламенения.

Из вышесказанного можно сделать два главных вывода:

  • катализатор запросто может повышать температуру выхлопных газов, а не понижать её
  • если катализатор оплавился или разрушился, значит в двигателе есть проблемы, связанные с неполным сгоранием смеси, клапанами, пропусками воспламенения и т.д. Поэтому перед заменой/удалением катализатора необходимо восстановить правильную работу двигателя!

Срок службы катализатора

Удаление катализатора. Плюсы и минусы, расход, прошивка – раскрываем все секреты

Зачастую ко мне на блог (да и на канал), приходит очень много вопросов касательно катализатора, а у некоторых читателей в голове есть еще много заблуждений. Одно из них (для примера) — что если удалить эту часть глушителя, то для автомобиля это ОЧЕНЬ плохо, он буквально встанет и откажется ехать! Я решил ответить на все вопросы сразу, поэтому сегодня будем говорить: — стоит ли его удалять или не стоит (какие есть плюсы и минусы такой манипуляции), какой будет расход после вырезания, нужно ли прошивать ЭБУ (и чем это грозит), ну и пару слов про «обманку». В общем будет интересно, как обычно видео версия в конце …

В самом начале хочется сказать — что этот узел НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕМ-ТО ВАЖНЫМ для автомобиля, да в меня сейчас полетят «куча камней», мол — что ты такое говоришь, а как же ЭКОЛОГИЯ? Но если откинуть все восклицания «зеленых», то автомобиль без катализатора – будет работать ЛУЧШЕ, РАСХОД будет ниже, ну и немного вырастит МОЩНОСТЬ.

Стоимость автомобильного катализатора

Что ценного в катализаторах

К сожалению, ценного там оказалось много. В роли катализаторов пришлось применить благородные металлы, наиболее подходящие для этой цели.

Дошло до того, что самым дешёвым из них оказалось золото, но чаще приходится использовать платину, палладий и родий. Многим известно, что эти элементы существенно дороже всем понятного золота.

Одновременно с применением столь недешёвых компонент потребовалось создать геометрически непростую структуру, обеспечивающую контактирование каталитического вещества со всем объёмом выпускаемого цилиндрами газа. Это мельчайшие керамические или металлические соты, сквозь которые и продувается весь поток выхлопа.

В результате автомобиль приобрёл сложное, массивное и дорогое устройство в виде металлического корпуса, высокотехнологичной начинки, да ещё и обрамлённое контрольными датчиками с двух сторон, непрерывно следящими за его сохранностью и правильной работой.

Экологичность даром не даётся. Да и на этом прогресс не остановился, дальнейшее ужесточение требований законодателей продолжает влиять на появление дополнительных систем очистки выхлопа.

Типы каталитических нейтрализаторов

Можно ли ездить без прошивки после удаления катализатора?

Как мы можем видеть из вышесказанного — лучше этого не делать. Кому хочется получить худшую динамику и повышенный расход топлива, да ещё и постоянно горящую ошибку «CHECK ENGINE«? После удаления катализатора прошивка ЭБУ нужна обязательно. Но здесь встаёт большой вопрос — где и какой прошивкой прошивать ЭБУ мотора под Евро 2? Дело в том, что подавляющее большинство подобных прошивок написаны «на глаз», где берутся усреднённые показатели по обогащению топливной смеси кислородом и совсем не корректируются углы опережения зажигания. Это зачастую приводит к:

  1. Повышенному расходу топлива;
  2. Детонации топливной смеси в цилиндрах на высоких оборотах двигателя;
  3. Увеличению теплонагруженности и уменьшению ресурса двигателя.

Поэтому, после того, как катализатор убрали из выпускной системы автомобиля, необходимо не просто прошить ЭБУ, но сделать это качественной прошивкой.

Не удаляйте катализатор без перепрошивки ЭБУ!

Лучше сдать или выбросить старый катализатор

Старый катализатор, конечно, проще просто выбросить на мусорку. Но в нем содержатся токсичные компоненты, которые не разлагаются и загрязняют окружающую среду. Выбрасывать старый катализатор на мусорку — это крайне безответственно. Сейчас очень много пунктов приема старых катализаторов, которые потом отправляют их на вторичную переработку. Из плюсов — отработанные катализаторы стоят достаточно дорого, поэтому кроме осознанного отношения к природе, вы получите приличную сумму наличными, что будет весьма кстати при покупке нового катализатора на замену старому, так как новый катализатор стоит недешево.

Особенности проведения такой работы

Удаление катализатора имеет определенные сложности, так как просто вырезать такой фильтр из системы недостаточно, необходимо устанавливать специальные обманки или же перепрошивать блок управления двигателем. Дело в том, что мотор автомобиле изначально рассчитан на наличие соответствующего противодавления в выхлопной системе, а когда вырезается такой катализатор, могут появиться проблемы с работой мотора, в частности, увеличивается расход масла, возникает так называемый масложор.

Именно поэтому следует доверять такую работу исключительно профессиональным мастерам, которые имеют соответствующий опыт работы. Грамотный мастер не только физически удалит из системы катализатор, но и установит специальные обманки или проведет перепрошивку блока управления двигателя. Это решит возможные проблемы и в последующем упростив эксплуатацию автомобиля. А вот, доверяя проведение такого ремонта и тюнинг мастерам из гаражных сервисов, вы неизменно рискуете, а в последующем потребуется уже устранять серьезные поломки мотора, вплоть до необходимости его капитального ремонта.

Как продлить катализатору жизнь

Причины неисправностей

В большинстве случаев, катализаторы ломаются либо из-за загрязнений сот, либо же впоследствии износа покрытия, основной задачей которого является работа с газами, исходящими из выхлопного отверстия. Возникает вопрос: почему данные устройства ломаются и как в этом всем участвует датчик кислорода?

Катализаторный элемент может служить очень долго — вплоть до 200.000 километров пробега — данная информация написана в инструкции по применению. Несмотря на это, многие водители сталкиваются с проблемой поломки намного раньше. Признаки неисправности катализатора :

  1. На некоторые заправки завозят плохое топливо низкого качества.
  2. Масло быстро съедается автомобилем, и внутри устройства остается огромное количество непереработанных продуктов сгорания. Ускоренное «уничтожение» масла в большинстве случаев происходит либо из-за поломки турбины машины, либо из-за поврежденных ГБЦ.
  3. Работа катализатора на автомобиле также напрямую зависит от исправной работы мотора. Таким образом, если система зажигания, питания и распределения бензина по системе работает неисправно, то проблемы с катализатором также могут возникнуть.
  4. Повреждение корпуса с механической точки зрения, а также перепад температур.

В качестве примера, представьте такую ситуацию: катализатор работает при своей стандартной теплой температуре, и тут под машину попадает волна из очень холодной воды. Конечно, такого ваше устройство не переживет.

Однако, не стоит бить тревогу, если вы залили плохое топливо только один раз. От этого ничего не будет. Проблемы могут появиться только при продолжительной эксплуатации некачественных продуктов.

Всем привет, сегодня поговорим о том что будет если убрать катализатор и стоит ли это делать. В конце статьи лайфхак как заработать на вынужденном ремонте.

Владельцы б/у автомобилей часто сталкиваются с необходимостью удаления катализатора.

Есть небольшая опасность если подойти к вопросу неграмотно можно получить проблемы с мотором.

Его внутренняя часть выполнена по подобию медовых сот, сделана она из керамики и покрыта веществами-катализаторами, такими как платина и палладий. Именно из-за этого он имеет высокую стоимость.

Со временем эффективность катализатора снижается, соты в нем могут забиться отложениями или прогореть. Если автомобиль не новый, то в наших условиях проще его удалить.

Проблема в том, что если сделать это неправильно, то может загореться «чек» двигателя, машина может работать не стабильно, появится повышенный расход топлива

Лучше всего дополнительно провести обновление программного обеспечения двигателя, для работы без катализатора, проще говоря «перепрошить».

Признаки неисправности катализатора:

  • Прежде всего это потеря мощности, машина плохо разгоняется, теряется тяга, появляются сложности на обгонах и при подъемах в горочку
  • Повышенный расход топлива
  • Неприятный запах от выхлопа, очень похож на запах тухлых яиц
  • Тяжелый запуск двигателя

В моем случае после проверки в сервисе был вынесен вердикт: катализатор начал прогорать и осыпаться.

Общая информация про катализатор в автомобиле

Устройство предназначено для дожигания окиси углерода и остатков топлива до компонентов, безвредных для окружающей среды. Первые образцы механизма появились в 60-е гг. прошлого столетия. Установка на серийные машины (как с карбюраторными моторами, так и с оснащенными системой впрыска топлива) началась спустя 20 лет. С 2000-х гг. катализатор является обязательным компонентом выхлопных систем для новых автомобилей.

Расположение

Нейтрализатор находится в выхлопной системе до первичного глушителя (резонатора) шума отработавших газов. Для обеспечения экологических нормативов от Евро-4 узел перенесли ближе к выпускному коллектору (на части двигателей катализатор интегрирован в коллектор).

… о назначении катализатора

Подобная технология позволила быстрее прогревать сотовый наполнитель и сократить количество вредных выбросов в атмосферу при работе на обогащенной смеси.

Конструкция устройства

Каталитический нейтрализатор состоит из:

  • внешнего кожуха из жаропрочной нержавеющей стали;
  • входного и отводного патрубков (привариваются или соединяются с выхлопной трубой фланцами);
  • монтажной оболочки, герметично соединенной с патрубками;
  • пористой керамической вставки с адсорбирующим напылением (оксид алюминия и редкоземельные материалы платиновой группы или золото), установленной внутри монтажной оболочки;
  • защитной прокладки между корпусами (для защиты от вибрации и компенсации разницы температурных деформаций);
  • дополнительных элементов (например, монтажной скобы для крепления к днищу автомобиля).

Внутреннее устройство и принцип работы автомобильного катализатора.

Принцип работы

При сгорании топлива образуются экологически безвредные компоненты и одновременно выбрасываются токсичные газы:

  • частицы топлива (углеводородные цепочки вида CHx) и оксиды азота NOx, формирующие облако смога;
  • окись углерода CO, не имеющая запаха и являющаяся ядовитым веществом.

… о работе катализатора

Расположенные до и после корпуса нейтрализатора датчики кислорода определяют состав газовой смеси и передают сигнал к блоку управления, который корректируют подачу топлива (для получения стехиометрического состава).

Катализатор сокращает количество вредных выбросов в атмосферу.

Преимущества эксплуатации

Основные преимущества нейтрализаторов отработавших газов:

  • снижение вредных выбросов в атмосферу;
  • уменьшение расхода топлива за счет автоматической регулировки состава смеси;
  • выбрасываемые в воздух отработавшие газы не имеют запаха бензина.

Причины сокращения ресурса катализатора

Диагностика автомобильного катализатора

Определить неисправность можно по нескольким признакам:

  • На панели приборов загорелась лампочка “Check Engine”. Она включается при любых ошибках мотора. В нашем случае, как результат нехарактерных показателей датчика, лямбда-зонд. Точно определить, что причина в катализаторе может диагностика сканером.
  • Снижение мощности двигателя. При неисправном катализаторе машина начинает троить, дергаться, хуже разгоняется. Причина в снижении пропускной способности каталитического нейтрализатора, связанной с частичным разрушением сот: они запекаются, забивают проход для выхлопных газов. В итоге мотор «задыхается».
  • Грохот под днищем. Обычно проявляется на высоких оборотах, изредка сразу после запуска. Причина в частичном разрушении керамической конструкции сот. Отпавшие частицы начинают биться о стенки катализатора под воздействием потока газов и центробежных сил.
  • Недостаточно сильный или ровный напор газов из глушителя. При исправном нейтрализаторе, поднеся руку к выхлопной трубе, можно ощутить слабую пульсацию, она возникает вследствие поочередной работы выпускных клапанов. Если поток ровный или ослабленный, вероятно проблема в разрушенных сотах катализатора.

Каталитический нейтрализатор не выходит из строя резко и неожиданно. Обычно перед отказом начинаются мелкие проблемы из списка выше.

Катализатор в разборе

Действия при возникновении неполадок нейтрализатора

При разрушении наполнителя возможно включение предупредительного индикатора Check Engine, расположенного в комбинации приборов. Необходимо проверить состояние датчиков концентрации кислорода и соединительных жгутов. Если обнаруживается повреждение или выход из строя нейтрализатора, то владелец автомобиля может поменять узел или удалить керамическую вставку с перепрограммированием блока управления (необходим софт, не учитывающий корректировку состава смеси по сигналам от датчиков концентрации кислорода).

Нюансы замены

Перед снятием или заменой катализатора своими силами следует учесть, что вмешательство приводит к снятию автомобиля с гарантийного обслуживания. Корпус нейтрализатора аккуратно разрезают абразивным кругом, а затем удаляют керамический наполнитель. Материал можно сдать: иногда цена отходов компенсирует стоимость ремонта выхлопной системы. В полость устанавливают металлический пламегаситель, а затем заваривают корпус дуговой сваркой в среде защитного газа.

Пламегаситель в автомобиле вместо катализатора.

Ремонт

Изношенный катализатор не подлежит восстановлению. Владелец машины может:

  • установить оригинальный нейтрализатор или коллектор (цена запасных частей достигает 100 тыс. руб.);
  • использовать универсальный катализатор (обладает пониженной в 3-4 раза ценой, но не всегда соответствует требованиям завода-изготовителя двигателя);
  • полностью отказаться от нейтрализатора (с последующим перепрограммированием блока управления).

Тонкости удаления катализатора из выхлопной системы

После удаления нейтрализатора необходимо установить вторичный датчик кислорода с обманкой (перфорированной емкостью, заполненной керамической крошкой с активным напылением). Поток газов проходит через наполнитель, имитируя нормальную работу нейтрализатора. Если производится перепрограммирование блока управления мотором, то обманка не требуется. После снятия катализатора выхлоп соответствует нормативам Евро-2 и ниже, что может создать проблемы при официальном прохождении технического осмотра в ряде стран Европы, но не в России.

Дополнительным недостатком выхлопной системы без нейтрализатора является повышенная температура потока газов, что приводит к ускоренному выходу из строя резонатора и глушителя.

… об удалении катализатора

Снятие катализатора не оказывает негативного воздействия на ресурс двигателя. Расход топлива зависит от версии установленной прошивки. Следует учесть, что модернизированная выхлопная система меняет звук работы двигателя (тональность становится ниже и громче), что устраивает не всех владельцев.

Автомобильный катализатор: что это

Снижение эффективности катализатора

Со временем катализатор постепенно теряет свою способность очищать выхлопные газы, и автомобиль по экологичности выбросов перестает соответствовать своей норме (например, Евро 4, Евро 5). И если автомобиль, оборудован вторым лямбда-зондом, расположенным после катализатора, и являющимся диагностирующим (примерно с 1999 года он уже стоит практически на всех машинах), то на панели приборов загорается ошибка, которая при компьютерной диагностике чаще всего имеет номер P0420 и расшифровывается как «Степень преобразования каталитического конвертера ниже порогового значения», «старение катализатора», «недостаточная эффективность катализатора» и т.п. Понятное дело, что эта ошибка также появится, если катализатор удалить. Что надо делать? В большинстве случаев эта ошибка совершенно никак не влияет на работу двигателя и не отражается на езде машины, но многих автовладельцев вполне обоснованно не устраивает посторонняя «лампочка», постоянно горящая перед глазами, и они хотели бы сделать так, чтобы она не горела. Есть три способа убрать ошибку. Первый – установка нового оригинального или универсального катализатора, что, собственно, и предусмотрено автопроизводителями и законодательством во всем цивилизованном мире. Действительно, можно купить новый катализатор, но никто этого не делает из-за высокой цены нового катализатора. Новый оригинальный катализатор – недешевая деталь, которая обойдется в сумму от нескольких сотен долларов до тысячи и даже больше. Поэтому в нашей стране новый катализатор, тем более оригинальный, никто по своей воле не ставит. Но есть более бюджетная альтернатива «оригиналу» – новый универсальный катализатор. Правда, это решение подходит не всегда. В некоторых случаях, когда родной катализатор имеет слишком специфическую форму и расположение, подобрать подходящий по размеру универсальный может оказаться затруднительно. Кроме того, они, как правило, китайского производства, и их ресурс и прочность самой керамики существенно ниже, чем у оригинала. Поэтому в случаях, когда установка универсального катализатора является оптимальным решением, мы предлагаем его исключительно в металлическом исполнении, так как металлические соты по крайней мере не подвержены рассыпанию на куски в отличие от хрупкой керамики. Вообще следует понимать, что катализатор – это такая вещь, сохранность и срок службы которой в меньшей степени зависят от самого катализатора, а в основном определяются условиями, в которых он работает. Техническая исправность двигателя, в частности нормальная работа топливной системы и системы зажигания, позволяют катализатору служить долго. Именно поэтому, покупая катализатор, вы никогда не получите какой-либо серьезной гарантии на него, даже если берете оригинал у официального дилера. Слишком много внешних факторов способны оказывать негативное влияние на ресурс катализатора.

Второй способ убрать ошибку «по катализатору» – поставить под второй лямбда-зонд специальную проставку, которая также известна как «обманка лямбда-зонда». Эта обманка уменьшает количество выхлопных газов, поступающих к лямбда-зонду, а если она усовершенствованная, с маленьким катализатором внутри, то этот выхлоп еще и проходит некоторую очистку. В результате лямбда-зонд подает на блок управления сигналы, соответствующие исправно работающему катализатору, поэтому ошибка не загорается. Если обманка лямбда-зонда не помогает, есть третий способ – программное отключение второго лямбда-зонда. Эта процедура известна как «перепрошивка на Евро-2». Перепрошивка заключается в редактировании заводской настройки блока управления двигателем («мозгов») таким образом, что в ней второй лямбда зонд никак не фигурирует и не опрашивается, а в остальном двигатель работает так же, как и прежде. Однако такое решение применимо не для всех машин, очень много тут зависит от года выпуска и модели блока управления. Также в некоторых случаях программное устранение ошибки возможно лишь путем увеличения пороговых значений сигнала со второго лямбда-зонда, а сам датчик при этом должен оставаться на месте и быть исправным.

Может ли работать двигатель без катализатора?

Причины и признаки неисправности и разрушения катализатора

Со временем катализатор неминуемо выходит из строя. Нормальный срок службы этого устройства – 100 тысяч километров. Иногда нейтрализаторы могут отходить 200 тысяч километров и более, в других ситуациях – рассыпаются через год-два эксплуатации нового автомобиля. Такой разброс зависит от многих факторов. Типовые причины неисправностей каталитических нейтрализаторов:

  • Механическое повреждение корпуса устройства в результате наезда на препятствие или после ДТП;
  • Механическое разрушение внутренней структуры из-за перепадов температур или из-за повышенной рабочей температуры устройства. Последнее возможно, например, если неисправна система впрыска и в катализатор попадает не сгоревшее топливо – оно будет догорать внутри нейтрализатора, разрушая его;
  • Закоксовывание сот катализатора. Этому могут способствовать: некачественное топливо (основная причина), попадание антифриза и моторного масла в камеру сгорания, нештатный перевод автомобиля на газ, или на иные не предусмотренные заводом альтернативные виды топлива;
  • Выгорание цветных металлов – участников химической реакции. В этом случае как минимум снижается эффективность работы катализатора по очистке выхлопных газов. Если в автомобиле есть датчики, анализирующие состав отработанных газов – на приборной панели загорится ошибка Check Engine. Бортовые устройства автомобиля могут записывать в память подобного рода ошибки под кодами P0420, P0430 или P0431.


Автомобильный катализатор

Ошибка на приборной панели, сигнализирующая о неисправностях нейтрализатора, загорается далеко не всегда. Особенно это касается старых машин. Основные признаки неисправности каталитического нейтрализатора:

  • Снижение тяги двигателя;
  • Повышенный расход топлива;
  • Повышенный расход моторного масла;
  • Нестабильный холостой ход;
  • Громкий звук выхлопа;
  • Не заводится автомобиль.


Разрушенный каталитический нейтрализатор

Помимо этого неисправный катализатор может быть причиной повышенной рабочей температуры двигателя (с последующим износом клапанов, появлению трещин на выпускном коллекторе, затвердеванию сальников). Также керамическая пыль от разрушающегося каталитического нейтрализатора может попадать в двигатель с неминуемым повреждением поршневой группы.

Конструктивные особенности

Катализатор расположен в выхлопной трубе, в промежутке между двигателем и глушителем. Внизу он закрыт защитным экраном, который частично поглощает тепло (в работе эта деталь сильно нагревается).

Катализаторы — это деталь, которая запускается в процессе движения авто, при работе двигателя вхолостую он не работает. Внутри корпуса находится специальная конструкция из металлических или керамических «сот», покрытых тонким слоем благородных металлов – например, платиноиридиевый сплав. Благодаря такой конструктивной особенности увеличивается плотность этого покрытия (каталитического слоя) с вредными газами перед их выходом наружу.

Как благородные металлы помогают бороться с токсичными веществами? Они вступают в химическую реакцию окисления с CO и CH. В результате из глушителя выходят достаточно безобидные для окружающей среды соединения CO2 и N2.

В тандеме с каталитическим нейтрализатором «трудятся» кислородные датчики. Это они определяют точную концентрацию веществ в горючей смеси. После этого элемента выхлопной системы расположен еще один датчик, который уже оценивает концентрацию газов поступающих в окружающую среду.

Такой подход к очистке выхлопных газов эффективный, но не совершенный. Так как наше устройство работает только при высокой температуре, то в процессе нагрева от него мало пользы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий