Особенности автомобильного катализатора и важность его применения

Какие катализаторы не принимают скупки

При приемке автомобильных нейтрализаторов компании, занимающиеся утилизацией, следуют общепринятым требованиям:

  1. керамическая масса б/у детали должна быть отделена от сажевого фильтра;
  2. недопустимо наличие в керамической массе асбеста, элементов керамической сетки, отпилков, сажи, песка и прочих инородных вкраплений. Сдаваемый на утилизацию материал должен соответствовать естественной влажности не более 2%;
  3. металлический элемент носителя должен представлять собой цельный кусок. В противном случае он утрачивает не менее 50% драгоценного напыления.

Нетрудно сделать вывод, что выгоднее всего сдать каталитический нейтрализатор, не доведенный владельцем авто до крайней степени износа.

Что говорит о необходимости замены нейтрализатора

Существующие сегодня модели нейтрализаторов по большей части имеют запас прочности на прохождение от 100 до 120 тысяч км., но может возникнуть неожиданная потребность в замене и несколько раньше.

Явным признаком окончания срока эксплуатации данного устройства будет выгорание каталитического напыления на соты. В современных моделях автомобилей о данной проблеме сразу же сообщает бортовая система – загорается сообщение об ошибке. В том случае если транспортное средство не новое и не имеет бортового компьютера, о возникновении проблемы данного рода можно судить по следующим признакам:

  • на повышенных оборотах может временно, а иногда и постоянно пропадать тяга;
  • очень плохо заводится машина, требуется долго работать стартером;
  • неожиданно при полном вдавливании педали обороты перестают подниматься выше четырёх тысяч, а иногда и меньше, оборотов, при этом автомобиль требует гораздо больше топлива.

Все перечисленные признаки сигнализируют о возникновении проблемы, система ещё работает, но пришло время её замены. Эти проблемы возникают в результате частичного оплавления или разрушения сот и снижения пропускной способности для выхлопных газов. Если проигнорировать данный факт, в скором времени можно столкнуться с ситуацией, когда мотор начинает заводиться с большими проблемами, и даже если заведётся, то очень быстро глохнет – катализатор полностью в нерабочем состоянии. Подтверждением неисправности именно нейтрализатора является тот факт, что из выхлопной трубы перестаёт идти газ при включенном моторе. Наличие газов нужно проверять рукой, поднесённой к отверстию.

Ещё одним сигналом о разрушившемся катализаторе будет грохот под автомобилем. Наиболее явно он слышен во время запуска мотора. Это происходит потому, что устройство уже разрушено, и части керамической начинки под воздействием напоров газов хаотично бьются о кожух.

Задачи и функции катализатора

Мы уже недавно обсуждали с вами конструктивные особенности выхлопной системы на автомобиле, в которой одной из составных частей выступает именно катализатор.

Более того, даже активно велись разговоры на тему замены катализатора на пламегаситель, с чем не все были согласно. В продолжении этой темы хочу обсудить с вами удаление такого элемента.

Катализатор, он же каталитический нейтрализатор, используется в авто фактически с одной целью. И этой задачей является снижение уровня вредных выбросов в вырабатываемых выхлопных газах. То есть тут речь идет сугубо об экологическом вопросе. Если говорить простым языком, каталик очищает вредный газ. Это позволяет хоть в какой-то мере сохранить нашу окружающую среду, а не уничтожить ее окончательно своими ДВС.

Устройство узла предельно простое. Это труба с утолщением, внутри которой находится подобие пчелиных сот. Только здесь они более полые и длинные.

Обычно соты делают на основе керамики с напылением из более дорогих металлов. Чаще всего это палладий, иридий и иные представители платиновых групп.

Материал изготовления напрямую влияет на стоимость. При выходе из строя за новый катализатор порой приходится отдавать в лучшем случае 25-30 тысяч рублей. На некоторые машины он стоит более 100 тысяч.

Чтобы происходило превращения вредных газов в относительно безвредные, нужна химическая реакция. Протекать она будет только при условии нагрева до температуры около 750 градусов Цельсия. Если вы не знали, то на выходе из мотора температура газов составляет порядка 500-500 градусов, чего объективно мало. Потому при выходе из ДВС и прохождении сквозь катализатор провоцируется химическая реакция, способствующая увеличению выделяемого тепла.

На этом, думаю, можно остановиться. Если интересуют подробности, посмотрите видео, взгляните на ролики в Youtube.

Мы же двигаемся дальше.

Как продлить катализатору жизнь

В первую очередь необходимо заправляться качественным топливом и не снижать октановое число. Если на лючке бака написано 98 – значит необходимо заливать 98. Заливать топливо с меньшим октановым числом (или существенно меньшим) не желательно – это может повредить катализатор мгновенно.

Дополнительно катализатору поможет сохранить жизнь езда без полной нагрузки и без достижения максимальных скоростей. При езде на максимальной скорости нагрузка на двигатель очень высока и температура катализатора так же высока. 

Температура выхлопных газов настолько высока, что её можно увидеть – выхлопная система вся краснеет, а соответственно и перегревается и катализатор. Поэтому снижение скорости позволит сохранить ему жизнь.

Надо следить за расходом масла. Расход масла может нанести сильный урон катализатору, так как выхлоп будет неправильный по составу. При сгорании масла выделяется образуется больше нагара, выхлопные газы «грязнее», и забивают катализатор.

Решение проблем с ошибкой после удаления катализатора

Электронный блок управления непременно заметит, что очистка выхлопных газов остановилась, и выдаст ошибку на приборную панель. Сначала кратко рассмотрим, как работает механизм слежения, а затем разберем пути изменения системы контроля над работой катализатора для решения этой проблемы.

Принцип работы системы контроля над работой катализатора

Начиная со стандарта ЕВРО-3, каталитический нейтрализатор оснащается дополнительным, контрольным датчиком кислорода. Устанавливается диагностический лямбда-зонд сразу после нейтрализатора. Служит он для оценки содержания кислорода в выхлопных газах после очистки.

Из вышеприведенных формул химических преобразований видно, что для нейтрализации большинства опасных соединений требуется кислород. И чем лучше работает механизм разложения этих соединений, тем меньше свободного кислорода останется в выхлопах после прохождения нейтрализатора.

Принцип работы датчика кислорода основан на создании ЭДС (приблизительно 0,9–1 В) в электроде, покрытом оксидом цинка. При нагревании между контактами лямбда-зонда появляется разность потенциалов. А при попадании кислорода на чувствительный цинковый элемент напряжение лавинообразно уменьшается.

Электронный блок управления сравнивает показания двух датчиков. Алгоритмы обработки этих данных в современных ЭБУ довольно сложны. Однако в целом принцип такой: напряжение на первом, системном датчике, должно быть значительно меньше, чем на контрольном. Если катализатор неисправен, то разница напряжений минимальна или вообще отсутствует. Что и приводит к ошибке.

Варианты обхода системы контроля

Известно несколько способов, которые сегодня позволяют довольно успешно вводить в заблуждение ЭБУ и убеждать его в том, что катализатор есть, и он функционирует исправно:

  • использование обманок;
  • прошивка ЭБУ.

Обманки подразделяются на две категории: механические и электронные. Механические, в свою очередь, бывают с калиброванным отверстием и с элементом катализатора. Электронные делятся на резисторные и микропроцессорные.

Механическая обманка с калиброванным отверстием представляет собой переходник между отверстием в выпускном тракте и датчиком кислорода. Она лишь ограничивает поток выхлопов на лямбда-зонд. За счет этого на контрольный датчик попадает меньше кислорода. Соответственно, ЭБУ считает, что выхлопы очищаются. Такая обманка нормально работает только на авто со стандартами ЕВРО-3 и на некоторых с ЕВРО-4.

Обманка с частицей катализатора также выполняется в виде переходника, в тело которого уложен небольшой фрагмент каталитического нейтрализатора. Газы очищаются от выхлопов локально, непосредственно перед попаданием на лямбда-зонд. Срабатывает на авто стандартов ЕВРО-3 и почти на всех ЕВРО-4 (при подборе правильной конфигурации обманки).

Электрическая обманка на основе резистора и конденсатора. В разрыв сигнального провода датчика вживляется резистор. Параллельно с минусовым проводом устанавливается конденсатор. Такая схема искажает сигнал и делает его похожим на показания работоспособной системы очистки. Хорошо срабатывает на авто ЕВРО-3 и ЕВРО-4. Функционирует с периодическим успехом на некоторых машинах ЕВРО-5.

Микропроцессорный модулятор способен успешно ввести в заблуждение ЭБУ стандартов ЕВРО-5 и ЕВРО-6. Стоит дорого, монтируется сложно. Обычно устанавливается в разрыв сразу двух датчиков или подключается таким образом, чтобы иметь возможность считывать показания с системного датчика. В режиме реального времени имитирует показания диагностического лямбда-зонда на основании показаний программного.

Прошивка ЭБУ — спорная процедура

Здесь важно не ошибиться с выбором версии ПО для блока управления. Иногда, кроме удаления всей информации о наличии катализатора, такие прошивки содержат в себе изменения алгоритма работы смесеобразования или критичные ошибки

И после установки плохо проработанной прошивки в ЭБУ могут проявиться непредсказуемые последствия: падение мощности авто, перерасход топлива, перегрев и даже полный отказ двигателя. Поэтому устанавливать ПО рекомендуется только при полной уверенности в том, что создано оно было компетентной организацией или знающим человеком. Обычно такие прошивки стоят немалых денег. А их изготовители выдают персональные сертификаты, подтверждающие безопасность реализованного ПО.

АВТОкапитан:

16.11.2018

` 5246

★★★★★

Автомобильный катализатор: что это

Каталитический нейтрализатор – элемент выхлопной системы мотора, предназначенный для очистки отработанных газов перед их выбросом в атмосферу. Необходимость разработки данного узла автомобильного мотора возникла в 60-х годах прошлого века, когда мировое сообщество озаботилось состоянием экологии на планете. В то время уровень выбросов из выхлопных труб автомобилей не был установлен на законодательном уровне.

Катализатор предназначен для нейтрализации вредных выхлопов автомобиля и является частью выхлопной системы авто

Первые стандарты содержания токсичных продуктов в выбросах автомобилей были введены в 1970-м году. Автопроизводителей обязали оснащать машины устройствами, снижающими объёмы угарного газа и продуктов сгорания углеводородов. С 1975 года каталитический нейтрализатор стал обязательной деталью всех сходящих с конвейера автомобилей.

Производители устанавливают на автомобили три вида катализаторов:

  1. Керамические – используют механический способ очистки выхлопных газов. Состоят из керамических пластин, покрытых драгметаллами. Максимальный ресурс работы этого вида – 100 тысяч километров. Однако при плохом качестве топлива его замена требуется уже после 70–80 тысяч километров пробега.
  2. Металлические – их начинка состоит из металлических сот, обладающих повышенной упругостью. Конструкция таких деталей надёжная и более прочная, по сравнению с керамическими катализаторами.
  3. Спортивные – самые надёжные модели, но при этом имеющие высокую стоимость. Изготовлены из металла, но обладают большей пропускной способностью, нежели два предыдущих варианта.

Из чего состоит и как работает

Основа катализатора – керамические соты

Конструктивно каталитический нейтрализатор представляет собой выполненную в форме сот керамическую подложку, вставленную в металлический корпус и защищённую теплоизоляционными материалами. Мелкие ячейки прибора имеют специальное покрытие – рабочий состав. Покрывающий соты состав – это сплав платины, родия и палладия, драгоценных металлов, стоимость которых превосходит золото как минимум в два раза.

Сотовая конструкция катализатора увеличивает площадь соприкосновения токсичных газов с нейтрализующей их поверхностью. Остатки вредных веществ мгновенно догорают и не попадают в атмосферу.

Катализатор состоит из следующих деталей:

  • Корпус с входным и выходным патрубками;
  • Керамический блок с пористой структурой;
  • Каталитический слой – напыление на ячейках керамического блока;
  • Датчик (лямбда-зонд) – прибор, показывающий загрязнённость газов после очистки;
  • Металлический кожух – выполняет функцию теплоизоляции и защищает корпус от механических повреждений.

Устройство катализатора в разрезе

Деталь устанавливают после выхлопной трубы двигателя или во фланце выпускного коллектора. Такое расположение необходимо для эффективной работы катализатора, поскольку нейтрализация токсических веществ возможна только при высоких температурах. Работа узла происходит следующим образом:

  1. Выхлопные газы по входному патрубку направляются внутрь детали и попадают на керамический блок, заполняя ячейки.
  2. Металлы-катализаторы окисляют несгоревшие углеводороды и угарный газ.
  3. Восстановительный металл родий нейтрализует оксид азота и превращает его в безвредное вещество.
  4. Через выходной патрубок в атмосферу выводится чистый газ.

В момент прогрева двигателя катализатор бездействует, и это является существенным недостатком разработанных на сегодняшний день моделей. Трудность организации правильной работы узла состоит в опасности его перегрева. Если расположить катализатор ближе к двигателю, срок работы резко уменьшится из-за систематического перегрева. Большинство автопроизводителей располагают деталь в области правого переднего колеса, где существует возможность поддержания температуры на оптимальном уровне.

Для чего скупают

Каталитический нейтрализатор – одна из деталей, продолжающих интересовать потребителя даже по окончании срока службы. В интернете всё чаще встречаются объявления о скупке автомобильных катализаторов многочисленными бизнесменами. Причина этому – содержание в детали напыления из драгоценных металлов.

Количество драгметаллов зависит от модели и массы катализатора. В среднем показатели следующие:

  • Серебро – от 5,5 до 15 г;
  • Палладий – от 0,05 до 4,95 г;
  • Платина – от 0,1 до 1 гр.

Отработанные катализаторы скупают из-за содержания в них в малом количестве драгоценных металлов

Извлечение из деталей драгоценных металлов – технологически сложный и невыгодный в домашних условиях процесс. Сделать это можно только в больших объёмах с применением специального оборудования и реагентов.

Причины сокращения ресурса катализатора

Нахождение каталитического нейтрализатора в непосредственной близости к двигателю это хоть и основная, но далеко не единственная причина его перегрева и последующего оплавления или разрушения керамического элемента.

Плохое качество топлива или топливо с более низким октановым числом, чем рекомендовано автопроизводителем, тоже является причиной перегрева каталитического нейтрализатора. В этом случае блок управления двигателем переключается на позднее зажигание, вследствие чего топливная смесь полностью не сгорает в цилиндрах двигателя и догорает в каталитическом нейтрализаторе, нагревая его сверх нормы, от чего плавится керамический элемент.

Так же причиной перегрева каталитического нейтрализатора является неправильная работа системы зажигания. При пропусках зажигания не сгоревшая в одном или нескольких цилиндрах топливная смесь, как и в предыдущем случае, догорает в каталитическом нейтрализаторе.

Неисправность датчика кислорода тоже может быть причиной перегрева каталитического нейтрализатора, так как в этом случае в цилиндры двигателя подаётся неправильная по составу топливная смесь.

Ещё одна причина перегрева каталитического нейтрализатора и оплавления керамического элемента это использование не сертифицированных или не предназначенных для двигателей оснащённых каталитическим нейтрализатором топливных присадок.

Резкий перепад температуры, например, попадание на раскалённый корпус каталитического нейтрализатора холодной воды, провоцирует образование трещин в керамическом элементе и его разрушение.

Ну и так как керамика штука хрупкая, то основной причиной её разрушения является механическое воздействие. Таким механическим воздействием могут быть как удары по корпусу каталитического нейтрализатора, так и повышенная вибрация двигателя.

Нужен ли вообще катализатор в автомобиле: мнения автолюбителей

Существует два противоположных мнения о том, нужен ли катализатор. Часть автовладельцев уверены, что без нейтрализатора не обойтись, ведь он помогает очистить отработанные газы. Другие считают, что необходимо эксплуатировать автомобили без катализатора, ведь его использование негативно сказывается на «здоровье» «железного коня».

  1. «Когда на машине установлен катализатор, мощность авто снижается. Если каты выбиты, тоже могут появиться проблемы, поэтому стоит хорошо подумать, прежде чем менять нейтрализатор. В некоторых случаях без удаления катов не обойтись».
  2. «Когда нейтрализатор удален, выхлоп неприятно пахнет. Понятно, что не серой и протухшим мясом, но сгоревшим топливом, как от КамАЗа. Конечно, запах не распространяется дальше выхлопа. Но при этом звук у авто становится громким. Глушитель начинает бубнить. Строго говоря, без катализатора, конечно, можно обойтись, но с ним все-таки лучше».
  3. «Заметила на панели проборов горящий индикатор. Сразу же поехала в автосервис. Механик выяснил, что проблема в катализаторе. Предложили решение: выбить катализатор, при этом сказали, что авто станет более громким и быстрым. Решила удалить нейтрализатор. А сейчас жалею, потому что так ездить вредно для окружающей среды».
  4. «Собрались катализатор выбивать? Тогда надо найти опытного мастера. Иначе выхлоп будет резонансно звучать, а это уже не очень красиво. Грамотный автомеханик может выбить катализатор либо установить пламегаситель. Мне кажется, что это оптимальное решение». 
  5. «Интересная история случилась на моем Volkswagen Passat с атмосферным мотором. На приборной панели загорелся индикатор «Check Engine», после диагностики мастер сообщил, что лямбда-зонд неисправен. Установили новую деталь, спустя 14 дней история повторяется. Объяснить, по какой причине лябмда-зонд ломается, никто не может. Цена на запчасть не маленькая — 16 000 руб».
  6. «Отправился в специализированный сервис, где устанавливают впускные системы. Специалист объяснил: из-за того что катализатор забит, происходит сильный нагрев коллектора (от мотора до нейтрализатора). В результате лямбда-зонд ломается. Как только выбили катализатор, эта проблема исчезла. Единственное, что мне не нравится, когда завожу мотор, появляется сильный запах выхлопа. Но нужно учесть, что пробег у моего авто уже 340 000 километров, и мотор не перебирали».

Замена катализатора новым – оригинальным или универсальным

Это самое дорогое решение, но в то же время самое надежное и долговечное.

При правильных условиях они могут выдержать до 200 000 км пробега, как те, что использовались для первой сборки. Сколько стоит такой катализатор? Все зависит от модели автомобиля и версии двигателя.

Они довольно долговечны.

Универсальные катализаторы в зависимости от размера и нормы выбросов являются самыми дешевыми. Однако они не очень долговечны.

Для катализаторов, установленных внутри выпускного коллектора, приобретаются специальные вкладыши. К сожалению, обмен довольно дорогой, потому что механик должен снять коллектор, разрезать его и попасть во вставку. Сам корпус также иногда приходится разрезать, чтобы вставить в него новую вставку.

Может ли работать двигатель без катализатора?

Заводом-изготовителем предусмотрено так, что катализатор рассчитан на весь срок службы автомобиля.

Но качество нашего топлива и ряд других причин приводит к его износу быстрее, чем заявляет производитель и как правило, уже после 100 000 км пробега, а то и раньше, можно ожидать сообщения об ошибки на панели приборов.

А учитывая то, что устройство не дешевое, многие автолюбители задают вопрос, а может ли машина ехать без катализатора и как его заменить.

Но менять катализатор до 100 000 км пробега не стоит так как авто могут снять с гарантии, если не возникли какие-то гарантийные случаи. По статистике только у 1% автовладельцев возникают проблемы с катализатором до указанной цифры пробега.

Какие проблемы может принести неисправный нейтрализатор?

Проблем в действительности много, выделим основные:

  1. Постоянное Check engine на панели приборов морально давит на большинство водителей. Связано это с работой датчика кислорода.
  2. Попадание частиц нейтрализатора в цилиндры двигателя, что приводит в дальнейшем к быстрому износу деталей цилиндропоршневой группы.

Рассмотрим особенность работы лямбда-зонда и как датчик влияет на появление ошибки Check engine. Как уже отмечалось выше, их может быть два.

Работа мотора напрямую зависит от первого датчика, управляющего соотношением воздуха и топлива в горючей смеси. Процесс регулирования называется лямбда-управлением.

Эта задача реализуется за счет подачи большего объема топлива, а, следовательно, обеднения смеси. Итог — падение мощности мотора, рост «прожорливости».

Что же касается блока управления, то он переходит в режим аварийной работы и начинает готовить «усредненный» вариант смеси.

После нейтрализатора устанавливают второй лямбда зонд, который в случае неисправности устройства или его отсутствия даст соответствующий сигнал ЭБУ на вывод ошибки.

Попадание частиц нейтрализатора в цилиндры происходит на автомобилях, где конструктивно предусмотрено расположение устройства рядом с выпускным коллектором двигателя.

При постепенном разрушении катализатора мелкая твердая пыль через выпускной коллектор в момент такта впуска, когда выпускной клапан еще не успел закрыться, в небольших количествах попадает в цилиндры.

В последующим такой пыли становится все больше и она начинает царапать стенки цилиндров при движении поршней. В дальнейшем это приводит к увеличению расхода масла и капитальному ремонту двигателя.

Чтобы избежать такой ситуации катализатор в таких автомобилях удаляется еще до того, как начал разрушаться.

Вместо последнего, как правило, устанавливают пламегаситель с обманкой (про этом написано выше) или перепрошивается ЭБУ под Евро 2.

В последнем случае нужно быть острожным, так как любое вмешательство в программное обеспечение установленное на заводе-изготовителе может привести к неожиданным последствиям: частым ошибкам в работе двигателя, повышенному расходу масла и топлива, неприятным запахам выхлопных газов. Такие работы должен делать опытный специалист с хорошими отзывами.

Также важно понимать, что по причине повышенного содержание вредных веществ в выхлопе, автомобиль не сможет пройти техосмотр. Также могут спросить, почему отсутствует катализатор, ведь он является одним из компонентов транспортного средства

В данном случае установка универсального аналога будет оптимальным решением.

Как катализатор работает на практике?

После запуска силового агрегата выхлопные газы двигателя уходят на катализатор. Катализатор должен нагреваться как минимум до 300 градусов Цельсия, чтобы происходили каталитические реакции. Катализатор работает оптимально, когда он имеет температуру от 400 до 800 градусов Цельсия. Для ускорения нагрева катализатора используются дополнительные растворы – чаще всего теплоизоляция под кожухом катализатора (поскольку это самое дешевое решение), реже нагреватели или дополнительная подача воздуха в выпускной коллектор.

Лямбда-зонды (лямбда-значения, определяющие соотношение топлива и воздуха), датчики, измеряющие процент содержания воздуха в выхлопных газах, размещены перед катализатором и прямо за ним. Датчики подают сигнал на компьютер, который управляет двигателем. Если содержание выхлопных газов слишком высокое, это означает, что двигатель работает на ненасыщенной смеси. Компьютер увеличивает количество впрыскиваемого топлива. И наоборот. Если содержание кислорода в смеси слишком низкое, доза топлива уменьшается.

Какое это имеет отношение к катализатору? Наряду с изменениями в составе топливной смеси в катализаторе происходят процессы восстановления и окисления с использованием кислорода. Процессы восстановления уменьшают количество токсичных оксидов азота, процессы окисления уменьшают количество оксидов углерода (восстановление до диоксида углерода) и углеводородов УВ (восстановление до пара и диоксида углерода). Процессы восстановления и окисления происходят поочередно, и благодаря им увеличивается степень конверсии катализатора (то есть его эффективность) – до 98%.

  • Угарный газ – до катализатора 1%, после катализатора – 0,1%
  • Углеводороды углеводородов – перед катализатором: до 100 ч / млн, ниже по потоку от катализатора: до 20 ч / млн
  • Диоксид углерода – перед катализатором – до 14%, после катализатора – до 15,4%

Введение новых стандартов радикальных выбросов означает, что одних катализаторов уже недостаточно для очистки выхлопных газов дизельных двигателей. Также стало необходимым использовать сажевые фильтры DPF / FAP (от Евро 4) и системы селективного каталитического восстановления SCR (от Евро 6). Кроме того, обязательна система рециркуляции выхлопных газов EGR, снижающая содержание оксидов азота (для автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями).

Промывка автомобильного катализатора своими руками

Удаление загрязнений позволяет продлить ресурс нейтрализатора только в случае обработки исправного узла. Если сотовый наполнитель оплавился или имеет механические повреждения, то восстановить работоспособность невозможно. Существуют методики химической и механической очистки (без демонтажа и со снятием изделия соответственно). Работы выполняют самостоятельно или в условиях сервиса.

Профилактическая

Раствор для промывки катализатора.

Профилактическая или химическая чистка подразумевает заправку в топливный бак специального реагента (например, раствора Hi-Gear HG3270). Пропорции смеси указаны на заводской этикетке. После пуска мотора жидкость попадает в цилиндры и выбрасывается с потоком выхлопных газов в нейтрализатор.

Активные компоненты растворяют налет на поверхности наполнителя и выбрасывают частицы в атмосферу.

Механическая

Данный процесс требует снятия автомобильного катализатора. Для удаления грязи применяют поток сжатого воздуха, наждачную бумагу с мелким зерном и растворитель (например, жидкость для промывки карбюраторов). Корпус нейтрализатора заполняют моющим препаратом, а затем прочищают потоком горячей воды и сжатым до 7-9 бар воздухом. Нагар с торцевых кромок наполнителя удаляют наждачной бумагой. Технология не позволяет полностью очистить внутренние поверхности сот. При выполнении работ следует контролировать давление воздуха (из-за риска разрушения керамики).

Что делать с неисправным катализатором?

Стоит отметить, что катализатор не получится отремонтировать. Единственный выход в случае его поломки — замена.

При этом проблема многих дилеров — отказ менять устройство по гарантии.

Специалисты объясняют это тем фактом, что поломка произошла из-за применения низкокачественного топлива, а гарантия, мол, на такие случаи не распространяется.

Единственный вариант, которые предлагается специалистами — произвести замену детали, что доступно не всем автолюбителям.

В частности, покупка нового устройства обходится в сумму от 30 до 160 тысяч рублей.

Причина такой дороговизны — сложность конструкции и наличие в составе драгоценных металлов.

Нельзя не учитывать и еще один фактор — высокие затраты на прохождение «растаможки», что и формирует столь высокую цену.

Про альтернативные варианты написано выше.  Это универсальные аналоги и пламегасители.

Как продать катализатор и какую выгоду можно получить от сделки?

Типы каталитических нейтрализаторов

Есть три разных типа автомобильных катализаторов. Первый тип — катализатор окисления. Он уменьшает вредные загрязнения, такие как угарный газ (CO) и углеводороды топлива (HC) в выхлопе. Одновременно часто используется вторичный впрыск воздуха. Однако катализатор окисления уменьшает только часть загрязняющих веществ.

Двухступенчатый

Второй тип — двуступенчатый каталитический нейтрализатор, который является более совершенным. Работает в два этапа. Есть два элемента, которые расположены один за другим.

Двусторонний (или «окислительный») каталитический нейтрализатор имеет две одновременные задачи:

  1. Окисление оксида углерода до диоксида углерода: 2CO + O2 → 2CO2.
  2. Окисление углеводородов (несгоревшего и частично сгоревшего топлива) до диоксида углерода и воды: CxH2x + 2 + O2 → xCO2 + (x + 1) H2O (реакция горения).

Этот тип автомобильных катализаторов широко используется в дизельных двигателях для снижения выбросов углеводородов и окиси углерода. Они также использовались на бензиновых двигателях в автомобилях американского и канадского рынков до 1981 года. Из-за неспособности контролировать оксиды азота они были заменены трехступенчатыми нейтрализаторами.

Трёхступенчатый

Третий тип — это трёхступенчатый каталитический нейтрализатор. Начал использоваться с 1981 г. Он преобразовывает вредные газы, выходящие из двигателя, в безвредные.

Выхлопные газы двигателя содержат опасные вещества, которые наносят вред окружающей среде. К ним относятся оксиды азота, углеводороды и оксид углерода. Трехступенчатый катализатор превращает их в менее вредный диоксид углерода, воду и азот.

Три ступени очистки выхлопных газов выглядят так:

  1. Восстановление оксидов азота до азота (N2): 2 CO + 2 NO → 2 CO2 + N2 углеводород + NO → CO2 + H2O + N2 2 H2 + 2 NO → 2 H2O + N2;
  2. Окисление угарного газа до углекислого газа: 2 CO + O2 → 2 CO2;
  3. Окисление несгоревших углеводородов (HC) до диоксида углерода и воды в дополнение к вышеуказанной реакции NO: углеводород + O2 → H2O + CO2;

Эти три реакции происходят наиболее эффективно, когда катализатор получает выхлоп от двигателя, работающего немного выше стехиометрической точки. Для сжигания бензина это соотношение составляет от 14,6 до 14,8 частей воздуха на одну часть топлива. Эффективность преобразования очень быстро падает, когда двигатель работает вне этих пределов.

Трёхступенчатый конвертер является единственным устройством, которое уменьшает количество всех трёх загрязнителей за один раз. Такой способ очистки наиболее экономичный.

Большинство автопроизводителей используют в своих транспортных средствах именно трехступенчатые нейтрализаторы, которые соответствуют строгим нормам выбросов.

Принцип работы каталитического нейтрализатора

Топливовоздушная смесь после сгорания в двигателе содержит в себе множество вредных элементов, а именно:

  • окислов азота;
  • группы углеводородов;
  • окиси углерода и так далее.

Несмотря на то что объем этих веществ в составе выхлопа не превышает 1% (остальная часть — пар, двуокись углерода и азот), их влияние на человека крайне негативное.

Следовательно, одно из главных требований для устройства — нейтрализация вредных веществ.

Сегодня разработано несколько способов, позволяющих бороться с опасными газами, к примеру, обеднение горючего состава или рециркуляция выхлопа.

Но по своей эффективности они серьезно уступают каталитическому нейтрализатору. Внутри нейтрализатора находится специальное устройство, имеющее множество сот.

Как уже упоминалось выше, поверхность монолита катализатор укрыта слоем сплава палладия, родия и платины.

Преимущество данных драгметаллов — отличная эффективность в вопросе очистки. Так, выхлоп проходит через катализатор, прогревая изделие до температуры 270-300 градусов Цельсия.

Проходящая каталитическая реакция способствует превращению окиси углерода в CO2, а углеводородов — в H2O и CO2. В свою очередь, окислы азота «распадаются» на азот и воду.

В теории устройство отлично справляется с токсичностью выхлопных газов без особого вреда для двигателя и топлива.

На практике же установка каталитического нейтрализатора приводит к увеличению обратного давления, что становится причиной падения мощности на 2-3 лошадиные силы.

Есть у катализатора и еще ряд минусов — высокая цена и недолговечность. Хотя, в теории данное устройство должно служить практически вечно.

Как проверить катализатор на забитость

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий