Как работает круиз-контроль с механической коробкой передач?

Процесс подключения круиз-контроля на механику, когда он не предусмотрен производителем

Перед тем, как приступать к установке круиз-контроля, автовладелец обязательно должен убедиться в исправности всех технических узлов своего «железного коня», а также установить на авто хорошую резину. Связано это с тем, что при наличии подобных неисправностей очень опасно позволять автомобилю ехать под автоматическим управлением. Если же все исправно – ездой на круиз-контроле водитель не будет подвергать себя опасности.

Что понадобится для установки

Для выполнения работы важно заблаговременно подготовить:

  • фигурную отвертку;
  • ножницы или шило (главное, чтобы они были очень острыми);
  • нож;
  • гаечную головку;
  • гаечный ключ;
  • набор саморезов (можно использовать и шурупы);
  • трос для подключения к акселератору (он может идти и в комплекте с устройством);
  • универсальный круиз-контроль.

ВАЖНО! Если на вашем автомобиле присутствует датчик положения педали акселератора, то к нему необходимо будет приобрести дополнительный кронштейн, который также придется одеть своими руками

Процесс установки

В целом вся работа по установке круиз-контроля на механику займет у вас не более часа, однако, следует выделить время и на проверку работы, а также устранение возможных неисправностей. В целом же работа состоит из таких последовательных действий:

  1. Выбираем место для нового устройства. Зачастую автолюбители крепят его около топливного фильтра, что также позволяет соединить круиз-контроль с тормозным шлангом. Вы можете выбрать и другое место для него, главное чтобы оно было сухим, и к нему можно было свободно подвести трос от акселератора (при наличии сильных изгибов троса вы не сможете управлять скоростью).

ВАЖНО! Если не удается пустить трос от акселератора таким образом, чтобы на нем не было изгибов, можно использовать обычную рыболовецкую катушку, по которой он будет свободно загибаться, при этом не переламываясь и не повреждая другие механизмы автомобиля. Чтобы подключить круиз-контроль к автомобилю, необходимо в первую очередь найти провода подключения тахометра, к которым и необходимо подсоединить новое устройство

К проводу тахометра необходимо подсоединить зеленый провод, который отходит от блока управления круиз-контролем. Красный же провод устройства предназначен для подключения к стоп-сигналам.
Устанавливаем кнопку активации/деактивации круиз-контроля. Для ее подключения подсоединяем серый двойной провод. Для полноценной работы кнопки и устройства обязательно протяните массу, которая идет по черному проводу.
Рукоятка управления круиз-контролем должна быть установлена на рулевом колесе автомобиля, для чего его придется разобрать. Если на Вашем авто присутствуют подушки безопасности, их также придется на время снять. Устанавливаем рукоятку на руль и обратно его собираем, не забывая о подушках безопасности.

Подсоединяем к акселератору второй трос, но не спешите его обрезать. Сначала установите на датчик контроля положения педали газа кронштейн, и только после этого отмерьте нужную длину троса и отрежьте его. После этого второй конец троса можно подсоединять к устройству круиз-контроля.

Чтобы подключить круиз-контроль к автомобилю, необходимо в первую очередь найти провода подключения тахометра, к которым и необходимо подсоединить новое устройство. К проводу тахометра необходимо подсоединить зеленый провод, который отходит от блока управления круиз-контролем. Красный же провод устройства предназначен для подключения к стоп-сигналам.
Устанавливаем кнопку активации/деактивации круиз-контроля. Для ее подключения подсоединяем серый двойной провод. Для полноценной работы кнопки и устройства обязательно протяните массу, которая идет по черному проводу.
Рукоятка управления круиз-контролем должна быть установлена на рулевом колесе автомобиля, для чего его придется разобрать. Если на Вашем авто присутствуют подушки безопасности, их также придется на время снять. Устанавливаем рукоятку на руль и обратно его собираем, не забывая о подушках безопасности.

Осуществляем проверку работы круиз-контроля. Для этого рекомендуем вам проехаться по пустой дороге, где нет движения. Пробную активацию устройства рационально делать на небольшой скорости (но выше 40 км/час), при этом будучи готовым к необходимости контролировать педаль акселератора, если устройство вдруг не сработает.

Как включить круиз контроль

Стандартная система круиз контроля имеет 5 управляющих кнопок, установленных на руле. Кнопки круиз контроля:

  • «On» — ручное включение системы;
  • «Off» — ручное выключение системы;
  • «Set\Accel» — установка и увеличение значения контролируемой скорости;
  • «Resume» — восстановление ранее установленного значения скорости;
  • «Coast» — уменьшение контролируемого значения скорости;

Перед применением круиз – контроля, необходимо ознакомиться с назначением органов управления и режимами работы системы контроля.

Основной переключатель режимов работы или панель управления имеет в конце клавишу активации системы, обозначенную характерным символом или надписью CRUISE и ON/OFF. Активировать систему можно как скорость движения автомобиля составит более 40 км/ч.

Система контроля имеет следующие режимы работы:

  • Задать контролируемую скорость и установить режим автоматического слежения позволяет режим «SET» (S);
  • Изменить заданную скорость в сторону увеличения можно режимом «ACCEL» (+; А);
  • Уменьшить заданную скорость можно при помощи режима «COAST» (–; С);
  • Восстановить прежнее значение установленной скорости после изменения можно режимом «RESUME» (RES; R);
  • Выйти из режима слежения за заданной скоростью позволяет режим «CANCEL».

Инструкция по применению режимов круиз контроля

  1. При скорости движения автомобиля от 40 – 100 км/ч, путем кратковременного нажатия переключателя в положение SET, можно перевести систему в режим автоматического слежения и управления скоростью движения.
  2. Удерживая переключатель в позиции COAS в режиме автоматического слежения, можно снизить скорость движения, а установить новое значение можно после отпускания переключателя. Путем кратковременного нажатия скорость движения можно снизить на 1,5 км/ч.
  3. Для принудительного выхода из режима автоматического поддержания заданной скорости нажимаем клавишу CANCEL.

Как включить и как отключить круиз-контроль?

На большинство автомобилях кнопки управления круиз-контролем расположены либо на рулевой колонке, либо на рулевом колесе.

Перед включением круиз контроля в активный режим, обязательным условием является выполнение определенного порядка действий:

  1. Включение системы путем нажатия на кнопки с логотипом круиз-контроля или с надписью CRUISE и ON/OFF. При этом на приборной панели должен загореться индикатор системы контроля белого цвета. Разгоняем автомобиль до необходимой скорости (более 40 км/ч) и кратковременно нажимаем переключатель в положение SET (S). На приборной панели зеленым цветом загорится индикатор системы. При этом произойдет активация автоматического режима отслеживания.
  2. Чтобы повысить заданную скорость переключатель переводим в позицию RES/+ (RES/ACC), до того момента, пока автомобиль не наберет нужное значение скорости.
  3. Чтобы уменьшить заданную скорость нажимаем и держим переключатель в позиции (COAST/SET), пока скорость не снизиться до нужного значения.
  4. Для отключения режима автоматического управления скоростью нажимаем клавиши со значком отключения или с надписью CANCEL, кнопки выключения OFF, нажатием педали тормоза , переводом ручки автоматической КПП из положения D в нейтральное положение. Помимо этого отключение автоматического режима происходит и при резких ускорениях свыше 1,5 м/с.

Адаптивный и пассивный круиз-контроль

Основная задача любой системы контроля скорости – безопасное движение и
комфорт. Эти хитроумные устройства избавляют водителей от необходимости
постоянно нажимать на педаль и при этом двигаться с заданной скоростью. Однако
активация электроники происходит только после определенного разгона (30-40
км/ч), при медленном движении она не работает.

Ее регулирование производится кнопоками на руле или рычаге. Кнопка
“плюс” разгоняет ТС на определенную заранее величину, а
“минус”, соответственно, замедляет. Так же работает пассивный
вариант, который, как правило, устанавливается на легковых автомобилях. Но есть
и более продвинутый – адаптивный регулятор. Он может поддерживать определенную
дистанцию до следующей впереди машины, придерживаться разметки на трассе и даже
тормозить при появлении препятствия.

Адаптивный
круиз-контроль

Данный вид Cruise устанавливается на машинах, оборудованных АКПП или
вариатором. Кроме всех перечисленных выше качеств, адаптивный вариант
оборудован ультразвуковым радаром и несколькими датчиками, установленными в
разных точках кузова. Также в его работе участвует тормозной привод.

Работа адаптивного регулятора осуществляется следующим образом. После набора
определенной скорости (зависит от конкретного автомобиля, но обычно – 30-40
км/ч) управление скоростью переходит к Cruise, и водитель может забыть про
педаль газа. Теперь ему останется задать необходимое расстояние до препятствия.
Когда авто приблизится к движущемуся впереди автомобилю, его скорость
замедлится. После этого электроника будет соблюдать необходимую дистанцию, при
необходимости замедляя либо ускоряя движение или давая сигнал к остановке. Для
продолжения движения водителю придется нажать на определенную кнопку.

Если движущееся впереди ТС повернет и удалится из зоны видимости, электроника
разгонит машину до установленной нормы. При появлении неподвижного препятствия
автомобиль будет остановлен. Радар охватывает 150-200 метров. При скоростном
движении электроника может не успеть затормозить, поэтому водителю нужно
держать ситуацию под контролем.

Пассивный
круиз-контроль

Это упрощенный вариант Cruise, который включает следующие элементы:

  • привод,
    управляющий заслонкой дросселя;
  • ЭБУ;
  • датчики;
  • клавиши
    управления;
  • измеритель
    скорости.

Работает контроллер следующим образом. После разгона авто
водитель активирует автоматику и отпускает педаль газа. Контроллер начинает
контролировать заслонку дросселя, при необходимости прикрывая ее или открывая.
Неудобство здесь в том, что пассивная автоматика постоянно деактивируется после
переключения передач или снижения скорости до 40 км/ч, и водителю приходится
включать ее снова.

Как правильно пользоваться круиз-контролем

Управление системой может отличаться в зависимости от марки / модели автомобиля. К примеру, короткое нажатие на «+» позволяет увеличить скорость на 1 км/ч, а длинное — на 5 км/ч.

При желании водитель в любой момент может повысить заданную скорость путем нажатия на педаль газа. Это может потребоваться для совершения маневра или обгона.

В большинстве устройств с круиз-контролем применяется система PID. Она использует пропорциональный (степень открытия подачи горючего), интегральный (расстояние) и производный (ускорение) инструмент для определения позиции заслонки дросселя.

К примеру, если при движении в горку машина замедляется, пропорциональная система увеличивает степень открытия заслонки и, соответственно, скорость.

Виды круиз-контроля

Всего существует два вида круиз-контроля: пассивный и адаптивный:

  • первый способен лишь устанавливать постоянную скорость движения транспортного средства;
  • второй, в свою очередь, содержит сложные электронные устройства, которые позволяют дополнительно сканировать пространство перед автомобилем и динамически управлять им, в зависимости от условий дорожного движения.

Пассивный круиз-контроль

В функции более простого по конструкции пассивного круиз-контроля входит только поддержание скорость машины на определенном значении. Работает он следующим образом:

  1. С помощью специального датчика определяется частота вращения колес.
  2. Эта информация направляется на электронный микроконтроллерный блок.
  3. После обработки информации управляющий сигнал с этого блока посылается на исполнительное устройство, которое регулирует степень открытия дроссельной заслонки.
  4. Если водитель воздействует на педали «газа» либо тормоза, то система тут же отключается.

Необходимо заметить, что круиз-контроль не управляет автомобилем вместо водителя, а лишь поддерживает заданную скорость. Поэтому шоферу всё время необходимо контролировать складывающуюся ситуацию на дороге и постоянно быть начеку.

Адаптивный круиз-контроль (ACC, Adaptive Cruise Control)

Адаптивный круиз-контроль имеет более совершенное устройство и обладает большим набором дополнительных функций, основная из которых позволяет оценивать расстояние до движущихся впереди транспортных средств. Делается это с помощью специальных датчиков: радаров или лидаров. Их работа основывается на том же принципе, что и система «Парктроник».

  • Радар — это датчик, который излучает радиоволну. Отражаясь от препятствия, она возвращается обратно. В зависимости от того, сколько времени прошло между моментом генерирования сигнала и приема его отражения определяется расстояние до объекта. Если данный интервал увеличивается, то впереди идущий объект ускоряется и наоборот. Отличительной особенностью радара является то, что испускаемые им радиоволны слабо поглощаются дождем или туманом, поэтому такие датчики замечательно работают в сложных погодных условиях.
  • Лидар отличается от радара тем, что излучается не радиоволна, а инфракрасный лазерный луч. Данная система не очень устойчиво работает в тумане или при сильном дожде, поэтому на престижных автомобилях чаще устанавливают радары, а не лидары. Например, все современные модели автомобилей марки Mersedes-Benz оснащаются круиз-контролями только с радарными датчиками.

Микропроцессорный блок принимает сигналы с датчиков и формирует управляющие команды для исполнительных устройств. Последние модели ACC работают с несколькими датчиками расстояния. Дальний датчик работает на дистанции до 150 м, а ближний — до 30 м. Если необходимо резко остановить авто, то микропроцессорный блок формирует команду исполнительному устройству, оценивая информацию от ближнего датчика. Таким образом система позволяет избежать столкновений.

ACC работает на основе систем ESP и ABS. Если какая-либо из этих систем неисправна, то круиз-контроль отключается, информируя водителя с помощью звукового сигнала.

Если в процессе движения водитель вмешивается в работу системы адаптивного круиз-контроля, то она сразу же отключается и снова начинает работать, когда воздействие на педали газа и тормоза прекращается.

Полностью адаптированный круиз-контроль (Full Adaptive Cruise Control) позволяет привязать транспортное средство к впереди идущей машине. Данная система постоянно контролирует находящийся впереди автомобиль и синхронизирует движение с ним. Это позволяет в еще большей степени расслабиться за рулем и насладиться путешествием.

Основные узлы автомобиля, на которые воздействует ACC — это автоматическая коробка передач и дроссельная заслонка с электрическим приводом.

Современные электронные системы позволяют по-новому посмотреть на управление автомобилем. Умные и полезные автоматические помощники дают возможность снизить усталость от долгих поездок. Это позволяет сохранить водителю бодрость, а значит, он сможет более внимательно следить за дорожной ситуацией и вовремя среагировать на опасность.

Существующие типы

Выделяется два типа круиз-контролей — пассивный (РСС) и адаптивный (АСС).

  • первый вариант более старый, устанавливается на машины свыше 40 лет, управляется с помощью кнопок и рычагов на руле.
  • второй — более современный, умеет определять помехи на дороге и постоянно контролирует расстояние до впереди идущей машины.

Рассмотрим каждый из типов подробнее.

Пассивный круиз-контроль

Пассивный круиз-контроль (РСС) — классическое устройство, предназначенное для сохранения оптимальной скорости.

Состоит из датчиков, блока управления и привода дроссельной заслонки. Имеет простую конструкцию, надежен, но ограничен в функционале.

Включать и отключать систему приходится самостоятельно. При этом она не способна определять и контролировать расстояние до впереди движущегося автомобиля.

Адаптивный круиз-контроль (ACC)

Расширенная версия системы, которая автоматически подстраивает скорость автомобиля в зависимости от режима движения и расстояния до других транспортных средств.

Использует датчики и радары для контроля за окружающей обстановкой, может автоматически тормозить и ускорять машину, чтобы поддерживать безопасное расстояние.

АСС часто имеет функцию автоматической остановки и запуска автомобиля в пробках. Если машина останавливается в пробке, система автоматически отслеживает движение транспорта впереди, при необходимости запускает автомобиль и продолжает движение.

Особенностью адаптивного круиз-контроля является его способность к применению на дорогах с высокой интенсивностью движения и в условиях низкой видимости.

Может дополняться другими функциями, такими как система предупреждения о неправильном изменении полосы движения или автоматического торможения в случае опасности столкновения.

По принципу действия адаптивные круиз-контроли могут быть разделены на следующие типы:

  1. Радарные. Использует радиоволны для измерения расстояния до других транспортных средств. Работают на большой дальности, что позволяет системе быстро реагировать на изменения в движении транспортных средств впереди.
  2. Лидарные. В основе работы лежит лазерный луч для сканирования дороги перед автомобилем и измерения расстояния до других транспортных средств. Они обычно более дешевые, точные и могут работать на больших расстояниях. Из минусов — низкая эффективность в туман и пасмурную погоду.
  3. Камерные. Используют камеры для распознавания транспортных средств впереди и измерения расстояния до них. Такие системы лучше работает на коротких расстояниях и в городском движении.
  4. Гибридные. В таких системах применяется комбинация радара, лидара и камеры для улучшения точности и надежности.

Виды радаров

В радарных АСС могут использоваться следующие виды радиолокационных систем:

  1. Autocruise. Работает на частоте 77 ГГц и производится компанией TRW, отличается дальностью до 150 м. Эффективна при движении на скорости от 30 до 180 км/час.
  2. Delphi. Имеет рабочую частоту 76 ГГц, способа выявлять объекты на расстоянии до 150 м. Включается при достижении 32 км/ч и более.

Про датчики

Кроме радаров, лидаров, камер и ультразвуковых датчиков, в адаптивном круиз-контроле могут использоваться и другие типы датчиков, в том числе:

  1. Распознавание знаков и маркировки дорожной разметки. Информация может использоваться для управления скоростью автомобиля.
  2. Помогают определять местоположения автомобиля и для управления скоростью машины на базе информации об ограничениях на данной дороге.
  3. Инфракрасные датчики. Применяются для измерения температуры поверхности транспортных средств и определения расстояния. Сведения могут использоваться для распознавания других автомобилей и поддержания безопасного расстояния.
  4. Ускорения и гироскопы. Помогают определить положение на дороге и скорректировать скорость.
  5. Бокового обзора. Используются для обнаружения других транспортных средств, находящихся слева или справа от автомобиля, помогают поддерживать безопасное расстояние.

Все датчики используются в адаптивном круиз-контроле для обеспечения безопасности и комфорта. Они работают вместе, чтобы определять скорость, расстояние и положение других транспортных средств на дороге, а после адаптировать скорость транспорта в соответствии с этой информацией.

Ограничитель скорости или круиз- контроль?

Предупреждение ! Важно не перепутать круиз-контроль и ограничитель скорости. Ограничитель скорости устанавливается заранее и позволяет водителю не превышать выбранный предел

В отличие от круиз-контроля, водитель должен держать ногу на акселераторе и может ускоряться, избегая при этом превышения ограничения скорости. Таким образом, ограничитель не обеспечивает такого же комфорта при вождении, как круиз-контроль, но, тем не менее, он может быть активен как в городе, так и на автомагистрали, и при любых погодных условиях. К сожалению, регулятор можно использовать только на трассе и в хорошую погоду. Последнее, с другой стороны, позволяет не только ограничивать и регулировать скорость, а следовательно, экономить топливо. В зависимости от ваших потребностей вы можете выбрать между ограничителем и регулятором

Ограничитель скорости устанавливается заранее и позволяет водителю не превышать выбранный предел. В отличие от круиз-контроля, водитель должен держать ногу на акселераторе и может ускоряться, избегая при этом превышения ограничения скорости. Таким образом, ограничитель не обеспечивает такого же комфорта при вождении, как круиз-контроль, но, тем не менее, он может быть активен как в городе, так и на автомагистрали, и при любых погодных условиях. К сожалению, регулятор можно использовать только на трассе и в хорошую погоду. Последнее, с другой стороны, позволяет не только ограничивать и регулировать скорость, а следовательно, экономить топливо. В зависимости от ваших потребностей вы можете выбрать между ограничителем и регулятором.

Как тормозить на механической коробке передач

Во время торможения на автомобиле с механикой нужно следить, чтобы обороты двигателя не опускались ниже диапазона работы холостого хода (600-1000 об/мин для большинства автомобилей).

Если скорость небольшая, можно тормозить только нажатием на педаль тормоза.

Как тормозить на механике

  • отпустить педаль газа;
  • выжать сцепление;
  • плавно нажать на тормоз, постепенно увеличивая давление;
  • после остановки включить нейтральную передачу;
  • плавно отпустить сцепление, поднять ручник;
  • отпустить педаль тормоза.

Современные автомобили оснащены очень чувствительными тормозами: небольшое нажатие на педаль тормоза ведет к торможению. Эта чувствительность обусловлена системой усиления тормозов, которая работает только при заведенном двигателе. Если пытаться остановить машину с незаведенным мотором, то чувствительность тормозов будет в разы ниже и надо будет очень сильно давить на педаль тормоза.

Чувствительность тормозов для начинающего водителя играет не очень хорошую роль, так как новичок, желая затормозить, часто слишком резко и сильно нажимает на тормоз, что приводит к крайне резкому торможению, резкому падению оборотов двигателя, в результате чего автомобиль может заглохнуть.

Как тормозить двигателем

Если планируется плавное торможение, то лучше использовать тормоза вместе с торможением двигателем. В таком случае скорость сбрасывается эффективнее, продлевается жизнь тормозных колодок и дисков, управляемость автомобилем остается высокой. Такой способ торможения наиболее предпочтителен, чем торможение только при помощи тормозов на нейтральной передаче или при выжатом сцеплении. Принцип торможения двигателем заключается в постепенном переходе на более низкую ступень передачи до полной остановки или снижения скорости до требуемых значений. Понижать ступени можно с любой более высокой на следующую более низкую по мере снижения скорости.

Как тормозить двигателем на механике:

  • отпустить педаль газа;
  • плавно нажать на педаль тормоза до снижения количества оборотов 1000-1500;
  • нажать педаль сцепления;
  • включить пониженную передачу;
  • плавно отпустить педаль сцепления;
  • правая нога продолжает нажимать на педаль тормоза;
  • при необходимости перейти еще на более низкую передачу, опять выжать сцепление и включить следующую передачу;
  • повторять эти действия до снижения скорости до нужного значения или полной остановки.

Для более эффективного торможения во время выжимания сцепления и переключения передач правой ногой продолжаем нажимать на тормоз. В таком случае получаем совместное торможение колес и торможение двигателем.

При экстренном торможении лучше использовать тормоза вместе с торможением двигателем. Не переключайтесь на нейтральную передачу.

Как тормозить ручником

Ручной тормоз, или по-другому, стояночный тормоз — предназначен для удержания автомобиля в неподвижном состоянии за счет блокировки задних колес. Его используют на парковке или на светофоре.

Ручник не предназначен для торможения. Однако при возникновении экстренных ситуаций, вызванных проблемами с тормозами, можно использовать ручник для торможения. Но для не обученных специально водителей, такой метод торможения крайне опасен. При движении машины использование ручника ведет блокировке задних колес, что на большой скорости приводит к заносу и полной потере управляемости.

Если возникли проблемы с тормозами лучше тормозить двигателем до значительного снижения скорости и только потом, когда скорость уже небольшая, можно подключать для торможения ручник.

Соблюдайте четыре важных правила для торможения ручником:

  • небольшая скорость машины;
  • движение по ровной не скользкой дороге при положении передних колес точно прямо оси машины;
  • избегайте движений рулем;
  • притормаживайте ручником постепенно, не доводя его до крайне верхнего положения.

Для чего предназначен круиз-контроль в автомобиле

Что такое «климат-контроль» и как работает

Читая описание новых авто, вы наверняка сталкивались в перечне опций с термином «круиз-контроль». До недавних пор этой функцией оснащались преимущественно топовые модели, но сегодня круиз-контроль – нередкий гость даже бюджетных авто. Его основное предназначение – поддержание крейсерской скорости ТС на заданном уровне. Как правило, подобная функция используется при движении по автомагистрали во время длительных по времени и расстоянию поездок, позволяя водителю расслабиться и не нажимать на педаль акселератора. Другими словами, установка круиз-контроля на машине означает, что часть функций по управлению транспортным средством перекладывается на электронику, связанную с исполнительным устройством. Если предполагается рваный, неравномерный режим езды, типичный для городских условий, использование подобной функции нерационально.

Схема функционирования круиз-контроля достаточно проста: после выезда на трассу и перехода в скоростной режим езды водитель включает данную функцию с указанием предпочтительной скорости движения, и система, вне зависимости от типа и состояния дорожного полотна, будет поддерживать эту скорость без участия водителя. Интересно, что изобретателем подобной системы оказался слепой американский инженер. Первое подобное устройство Ральф Титор разработал в далёком 1935 году, однако оно было несовершенным, и ему пришлось потратить ещё несколько лет, чтобы новинка оказалась более-менее пригодной для установки на серийный автомобиль. Но грянула война, и все планы пришлось отложить до лучших времён. Поэтому запатентовать устройство Титор смог только спустя 10 лет, а ещё 13 ушло на попытки внедрения изобретения в производство. И в 1958 году серийный Chrysler Imperial уже мог похвастаться наличием функции контроля скорости движения. Интересно, что принцип функционирования круиз-контроля, предложенного Титором, используется и сегодня. Система отслеживает текущую скорость вращения карданного вала, и на основании полученной информации регулировала объём бензина, подаваемого в карбюратор.

История появления идеи занимательна сама по себе. Родившись в 1890 году в захолустном городке, затерянном на западной оконечности тата Алабама, Ральф в пятилетнем возрасте в результате несчастного случая полностью ослеп. Это не сломило его жажду к знаниям – будучи любопытным юношей, он окончил школу с отличием. А затем, несмотря на отсутствие в ту пору специальных обучающих программ для незрячих, успешно закончил и университет, а спустя некоторое время заслуженно завоевав звание одного из лучших современных инженеров. Первое признание ему принесло решение считавшейся невыполнимой технической задачи по балансировке пароходных турбин, работающих на пару. И вот в начале 30-х он совершал длительную поездку на автомобиле, которым управлял его адвокат. В пути они много разговаривали, и во время этих разговоров водитель, не имея достаточных навыков управления машиной, невольно сбавлял скорость. Это раздражало изобретателя, обладающего, как и большинство слепых, особой чувствительностью. Вот тогда и родилась у него идея создания автомобильного «автопилота», благо в авиации подобные устройства в то время уже существовали.

Впрочем, востребованным круиз-контроль стал не сразу, да и то благодаря случившемуся в 70-х обвальному росту цен на горючее. Для американцев, привыкших путешествовать на приличные расстояния, возможность сэкономить бензин во время топливного кризиса оказалась весьма кстати. Ну, а позже новшество дошло и до Старого Света, и до азиатских автопроизводителей. Нелишним будет напомнить, что и сегодня доля расходов на горючее остаётся достаточно высокой, и это один из ответов на вопрос, зачем в машине нужен круиз-контроль. Вдобавок к таким аргументам, как снижение усталости водителя в дальней дороге. Так что если вы тоже любитель дальних поездок, то эта функция определённо окажет вам хорошую службу. К сожалению, отечественный автопром на протяжении длительного времени игнорировал это новшество, и только относительно недавно системой круиз-контроля начали оснащать люксовые комплектации. Хотя при наличии желания и финансовых возможностей установить систему можно и самостоятельно. Согласно статистике, эта операция выполняется не так уж редко, причём независимо от типа трансмиссии и силового агрегата.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий