Рено Дастер замена масла в АКПП

Последовательность работ

Для удобного доступа к сливной пробке, загоняем автомобиль на эстакаду или смотровую яму. В качестве страховки пользуемся противооткатными упорами и ручным тормозом.

Прогреваем двигатель до момента включения вентилятора охлаждения радиатора. Температура жидкости картера, при рабочей температуре ДВС, приблизительно 60 градусов. Что способствует лучшему сливу трансмиссионной жидкости.

При наличии защиты подкапотного пространства, снимаем её. Четырёхгранником откручиваем сливной болт.

Сливаем масло. Шестигранником на 8 выворачиваем ограничитель уровня смазки, препятствующий полному сливу жидкости. Находится в сливном отверстии.

Сливаем остатки. Закручиваем обратно ограничитель и сливной болт. Мерная трубочка пластмассовая, сильно не затягиваем. Для предотвращения протечек, меняем уплотнительное кольцо сливного болта.

Чтобы добраться до заливного отверстия, селектор АКПП устанавливаем в положение «N» (только при работающем стояночном тормозе и страховочных упорах). Трос привода селектора примет положение, позволяющее выкрутить заливную пробку. 

Попадание грязи в картер АКПП недопустимо. Предварительно очищаем область вокруг заглушки. Откручиваем четырёхгранным ключом. При помощи шприца или воронки заливаем новую трансмиссионную смазку. Ориентируемся на количество слитой отработки. Если герметичность коробки не нарушена – около 3-3.5 литра.

Заводим автомобиль и переключаем АКПП поочередно во все положения с интервалом 5-10 секунд. Прогреваем ДВС до рабочей температуры. При работающем двигателе, спускаемся в смотровую яму и откручиваем сливную пробку. Если масла больше нормы, сливаем лишнее.

По достижении нужного уровня, смазка перестает выливаться. Если уровень недостаточный и лишней жидкости не оказалось, закручиваем сливную пробку и доливаем через заливную горловину 300-400 мл масла. Повторяем процедуру.

После достижения нужного уровня, закручиваем все пробки усилием 30 Hm. Используем моментный ключ.  При регулировке уровня, автомобиль должен находиться на ровной поверхности.

Масляный фильтр АКПП рекомендуется менять каждые 50 000 км. Замена производится путем снятия и разборки коробки передач. Пренебрегать данной процедурой не стоит.

Снижение пропускной способности фильтрующего элемента может вывести коробку передач из строя. В виду сложности работ, рекомендуется обращаться к профессионалам.

Проведение полной замены масла на Renault Duster

Чтобы полностью поменять трансмиссионную жидкость в АКПП на Renault Duster, потребуется:

  • слить отработавшее масло из картера;
  • снять боковую крышку;
  • промыть внутреннюю часть детали от следов старого масла;
  • заменить фильтр очистки рабочей жидкости;
  • установить на место крышку;
  • заправить картер свежей смазкой.

Слив остатков старого масла

Для слива имеющейся в картере жидкости используется расположенная в нижней части корпуса пробка. Алгоритм удаления старого масла идентичен действиям при частичной замене рабочего вещества. Затем необходимо протереть штампованную боковую крышку картера сухой ветошью и отвернуть крепежные болты. При выполнении работы следует проявлять аккуратность, поскольку в кожухе остается до 100 мл жидкости.

Очистка поддона и удаление стружки

Коробка передач DP8, используемая на Renault Duster, не оснащается поддоном. Картер состоит из 2 половин, соединенных болтами. Для доступа к внутренним компонентам требуется снятие агрегата с автомобиля. Для обслуживания соленоидов используется боковая крышка (изготовлена из стального листа). После снятия кожуха внутренняя часть протирается ветошью, смоченной бензином и растворителем. Прокладку боковой крышки многие рекомендуют заменить, но практика показывает что даже многократные снятия не приводят к протечкам.

Смена фильтров

В конструкции трансмиссии предусмотрен плоский фильтр тонкой очистки (каталожный номер – 8201219252), который крепится внутри картера. Для снятия элемента потребуется демонтировать и разобрать коробку. Как правило меняют его только при капитальном ремонте КПП.  Рекомендуется использовать оригинальный фильтр Renault, обеспечивающий очистку жидкости от загрязнений.

Долив нового масла

После производится заливка свежей жидкости Elf Renaultmatic D3 Syn или аналога. Заправка производится через верхнее окно. Для проверки уровня используется трубка (находится в сливном канале). Методика аналогична используемой при частичной замене жидкости. После заливки первой партии масла производится прогрев трансмиссии с переключением режимов, а затем уровень доводится до нормы.

Как часто нужно выполнять замену?

Замена масла в АКПП Дастер должна выполняться в срок — при пробеге в 80-100 тыс. км. Однако на практике владельцы Duster обращаются за заменой ещё раньше — из-за низкого качества используемой технической жидкости или суровых условий эксплуатации машины. Первыми сигналами того, что ATF испортилась, являются запах гари и сильное загрязнение смазки.

Тяжёлые условия эксплуатации — это:

  • агрессивная манера вождения;
  • частое передвижение по городу в режиме «старт-стоп»;
  • езда по бездорожью;
  • буксировка другого авто;
  • работа машины в сильную жару или холод;
  • перевозка тяжёлых грузов.

Данные факторы не только снижают ресурс коробки передач, но и отрицательно сказываются на качестве смазки.

Как проверить уровень масла в коробке передач Renault Duster?

Сам производитель рекомендует проверять уровень масла в АКПП через каждые 15 тысяч километров. Известны 2 способа контроля. Первый самый простой, он не требует специальных навыков — достаточно открыть капот. На стыке АКПП и двигателя находится кольцо (ручка) жёлтого цвета. Это масляный проверочный щуп — его нужно вытянуть и осмотреть. На стержне шкала. Нормальный уровень — это когда жидкость находится между Min и Max или в зоне H. Технический регламент указывает, что такая проверка проводиться на холодный мотор.

Второй способ предполагает, что проверка проводится при прогретой коробке передач. Машина при этом стоит на ровной площадке и зафиксирована ручником.

Водитель должен выполнить следующие действия:

  • выжать тормозную педаль;
  • осуществить переключение рычага коробки передач во все положения;
  • поставить рычаг селектора на N — нейтралку;
  • отпустить педаль тормоза;
  • под АКПП снизу машины поставить широкую пустую ёмкость;
  • вывернуть пробку контроля уровня масла.

По достижении температуры в 35-37° Цельсия и при нормальном уровне жидкости масло начнёт вытекать. Тут нужно заодно оценить качество ATF. Если жидкость сильно загрязнена или чувствуется запах гари, это признаки сработанной жидкости. Также в смазке не должно быть мелкой стружки и других посторонних частичек, иначе это уже ремонт коробки передач.

Достоинства и недостатки

Как и любой металл, материал, деталь или что-то другое, смазывающая жидкость ATF 2 от компании ЗИК имеет свои плюсы и минусы.

У смазки есть преимущества перед конкурентами:

  • стабильно при термоокислительных процессах;
  • хорошо совмещается с любым материалом уплотнителя;
  • при любых температурах, особенно минусовых, передача переключается мягко, чётко и комфортно;
  • трансмиссия работает бесшумно;
  • имеются свойства — высокая антикоррозия;
  • при использовании в низких температурах, текучесть на высоте;
  • ресурс срока службы всех систем продлевается.

В том случае, если жидкость используется в соответствии со всеми регламентами и предписаниями недостатков у рассматриваемого трансмиссионного масла быть не может.

Какое масло стоит заливать

На конвейере в МКПП завод-изготовитель заливает Elf Tranself NFJ 75W-80, которое Renault рекомендуем для КПП серий JXX, TL4 и NDX.

На Renault Logan, Sandero, Logan 2, Lada Largus с двигателями объемом 1.4 л устанавливалась МКПП jH1, тогда как авто с моторами 1.6 и 1.2 л агрегатировались jH3. Конструктивно агрегаты отличаются размером картера сцепления, поэтому на выбор трансмиссионного масла это не влияет. Реже на автомобилях встречается МКПП JR5.

Для доливки используют только Elf Tranself NFJ 75W-80, так как не запрещено смешивание масел. При полной замене необязательно покупать оригинальную продукцию. Вы можете выбрать среди достойных аналогов:

  • Liqui Moly Getriebeoil 75W-80 (GL-5);
  • Castrol Syntrans Transaxle 75W-90 (GL-4 );
  • Motul Motylgear SAE 75W-80 (GL-5);
  • Castrol Syntrans V FE 75W-80 (GL-4 );
  • Shell Getriebeoil EP 75w90 (GL-4);
  • Valvoline Maxlife MTF SAE 75W-80 (GL-4).

Для Рено Логан оптимальным выбором будет смазка Tranself NFJ 75w-80. Продукт имеет высокое качество, конкурентов обходит по ряду показателей. На заводе производитель заливает именно эту жидкость.

Преимущества смазки – отличная текучесть при минусовых температурах воздуха, простое переключение скоростей, хорошая вязкость, отсутствие шумов при переключении. Самостоятельное включение скоростей коробки исключено.

Важно! Присадки ЕР, которые входят в состав продукта, защищают зубы шестерен коробки от задиров. Смазка «Эльф» для коробки передач не боится воды, к окислению не склонна

Смазка «Эльф» для коробки передач не боится воды, к окислению не склонна.

На Renault Logan, Sandero, Logan 2, Lada Largus с двигателями объемом 1. 4 л устанавливалась МКПП jH1, тогда как авто с моторами 1. 6 и 1.

2 л агрегатировались jH3. Конструктивно агрегаты отличаются размером картера сцепления, поэтому на выбор трансмиссионного масла это не влияет. Реже на автомобилях встречается МКПП JR5.

Тормозная жидкость

Замена жидкости производится раз в четыре года или после пробега 90 000 км. Можно заливать любую жидкость стандарта DOT-4. На полную замену лучше взять 1 л. Цена такого флакона колеблется в диапазоне 300–600 рублей. Наша экспертиза показала, что плохих тормозных жидкостей в приличном столичном магазине купить просто невозможно.


При замене необходимо проливать контуры тормозной системы, пока не пойдет чистая, светлая жидкость.

При замене необходимо проливать контуры тормозной системы, пока не пойдет чистая, светлая жидкость.

Renault Duster может показывать высокую надежность только при своевременной замене эксплуатационных жидкостей. Не ленитесь делать это в срок. А еще желаю не нарваться на подделку.

  • На какие уловки идут автопроизводители, чтобы упростить и тем самым удешевить конструкцию машин, и как это отражается на надежности автомобиля, читайте тут.
  • Проверить качества топлива можно при помощи экспресс-теста.

Фото: Renault и «За рулем»

Что и когда стоит заливать в Renault Duster: советы эксперта

Процесс замены масла в АКПП на Рено

Пошаговая инструкция процедуры замены масла в АКПП Рено Дастер излагается ниже:

  • Слив утилизируемой технической жидкости:
    • Под транспортным средством располагается посуда для стока отработки;
    • Отворачивается сливная пробка АКПП автомобиля;
    • Для удобства и более быстрого слива отработанной трансмиссионной смазки отводится щуп и раскрывается контрольное отверстие;
    • Маслосливная пробка возвращается в изначальное положение после того, как старая смазочная субстанция полностью вытечет в заготовленную тару;
  • Заливка нового масла в АКПП Рено Дастер:
    • Жидкость заливается в расширительное отверстие пока не начнёт выливаться через горловину;
    • Заливочное отверстие АКПП закрывается;
    • В течение 10-15 минут прогоняется двигатель Рено Дастер. Это необходимо для удаления из системы коробки передач воздуха. Также благодаря прогону можно обнаружить скрытую течь.

После указанных процедур рекомендуется проверить уровень технической жидкости в АКПП при помощи щупа, так как в процессе прогона уровень масла может значительно снизиться. Для проверки уровня трансмиссионной смазки следует вытащить щуп, протереть его от остатков жидкости и вставить обратно в контрольное отверстие. Затем измеритель снова вынимается — для изучения показателей на его мерной шкале. Доливать смазочную субстанцию в АКПП Рено Дастер необходимо, если её уровень остановился на минимальном показателе, или располагается ниже такового.

Проверка уровня жидкости в коробке передач

Периодичность замены смазки в «автомате» Duster

Согласно заводскому мануалу масло в АКПП Рено Дастер менять не требуется на всем промежутке эксплуатации. Гарантированный пробег ограничивается ста тысячью километров. Если планируется использовать Renault Duster сверх указанного пробега, следует периодически обслуживать автоматическую трансмиссию. Разберемся, когда менять масло в АКПП Рено Дастер, чтобы предотвратить серьезные поломки.

При условии щадящего режима эксплуатации. Если придерживаться агрессивной манеры езды или эксплуатировать Duster в условиях бездорожья, постоянных пробок, то понадобится сократить интервал замены смазочного материала.

Характерные признаки, указывающими на необходимость внеочередной замены масла в АКПП Renault Duster:

  • переключение передач сопровождается скрежетом;
  • оперирование селектором автоматической трансмиссией затруднено и требует приложения значительной физической силы;
  • рычаг переключения невозможно сдвинуть с места;
  • наблюдается потемнение или горелый запах смазочного материала.

Затягивать с заменой трансмиссионной жидкости не стоит, так как она:

  • охлаждает рабочие элементы;
  • смазывает трущиеся механизмы;
  • поддерживает ресурса деталей.

Полная или частичная замена

Замена масла в АКПП Renault Duster

Какое масло лучше выбрать в МКПП на Рено Сандеро Степвей?

Тест-драйв нового Renault Duster: ВозмужавшийО качестве используемого масла стоит поговорить отдельно. При заливке используются только всесезонные масла. Причем выбирать жидкость следует исходя из ее уровня вязкости. Причем вязкость определяется по маркировке на емкости со смазочной жидкостью. Маркировка выглядит примерно так:

  • Первая часть должна быть с меткой 75w, 80w или 85w. Обозначают они, соответственно, минимальную рабочую температуру -40, -26 и -12 градусов по Цельсию. Поэтому рекомендуется заливать масло с меткой 75w — оно подходит для большей части регионов.
  • Вторая часть должна быть с меткой 80, 85 или 90. Стоит запомнить — во всех трех случаях максимальной рабочей температурой считается 35 градусов по Цельсию. Но при этом вязкость у этих масел различается. Наилучшими в этом плане считаются жидкости с маркировкой 90.

Все масла (и трансмиссионные, и моторные) делятся на три основных типа: синтетические, полусинтетические и минеральные. Наиболее качественными считаются синтетические смазки — именно их и рекомендуется использовать в Рено Сандеро Степвей. Рекомендуется использовать жидкость Elf Tranself NFJ 75w-80 стандарта API GL-4.

Сколько масла требуется заливать в АКПП Рено Дастер

Первое поколение HSA/HSM, 2010-2020

Дизайн Дастера разработан на основе одноименного концепта образца 2009 года, представленного во Франкфурте. При длине кузова 4310 мм и ширине 1820 мм получился компактный SUV с брутальным дизайном и неплохой геометрической проходимостью по меркам класса. Так, в переднеприводном исполнении машина весит 1160 кг, а версия с 4WD – 1250 кг. Объем багажника составляет 475 литров или 1636 литров при сложенных сиденьях, что делает Дастер одним из самых практичных автомобилей в этой ценовой категории. Рестайлинговую версию образца 2015 года отличают новые бампера, стильная решетка радиатора и оригинальная головная оптика. В салоне появились более удобные сиденья анатомической формы, новый руль и современная мультимедиа-система Media-NAV с 7-дюймовым тачскрином. Кроме того, в салоне стало тише благодаря улучшенной шумоизоляции моторного отсека и новым дверным уплотнителям.

Также читайте: Масло для АКПП BMW X3 E83

Масло в АКПП: объем – 6 литров при полной замене; 3.5 литра при частичной замене

Немного исторических сведений

Законодательный аспект

Конечно, такой полезный прибор должен бы быть установлен на все автомобили, как только его изобрели. Однако это было серьёзно рассмотрено только в 1990 году. И естественно, что в автомобилестроении первопроходцами во многих вопросах были немцы. Именно правительство Германии приняло постановление о том, что корректор должен быть установлен на каждом автомобиле. И только спустя восемь лет эта норма приходит в европейские страны. Исключением были только автомобили, на которых была установлена активная подвеска.

Процесс внедрения корректора в производственные процессы

На самом же деле, изначально корректоры для автомобилей появились немного раньше. Начиная с 50-х годов большинство элитных автомобилей имели это механическое устройство. Водители иных авто обходились ручным корректором.

Ручные корректоры в народе называли статическими регуляторами. Но они обладали ограниченными возможностями: положение фар можно было изменить только непосредственно перед поездкой. Иными словами, если машина нагружалась, то есть её задняя часть проседала, а передняя поднималась вверх, нужно было изменять угол уклона фар.

Начиная с семидесятых годов статические корректоры подверглись модернизации. Был изобретён регулятор, изменяющий положение фар из салона.

В своей конструкции усовершенствованные корректоры имели дистанционные приводы и процесс их работы основывался на одной из таких систем:

  • вакуумная;
  • электрическая;
  • пневматическая;
  • гидравлическая.

После некоторых изменений и доработок большим спросом и популярностью начали пользоваться электромеханические механизмы. Однако и они вскоре стали малоэффективны, так как без специальных приборов невозможно определить угол, на который нужно отклонить источник света.

Замена масла в МКПП на Рено Дастер

Типы АКПП устанавливаемые на Рено Дастер

Первая АКПП — DP0 (обозначение по Renault). Это автоматическая трансмиссия, которая благодаря своей простой конструкции, надежности, низкой себестоимости устанавливается на большинство бюджетных автомобилях Европейского производства.

Альтернативное название по классификации Пежо-Ситроен — AL4.

Существуют модернизированные версии данной АКПП:

  • DP2 – устанавливается на переднеприводные автомобили 2WD.
  • DP8 – для полноприводных 4WD.

Они разработаны совместно с компанией Siemens. Их отличие от ранней версии – наличие системы «Tiptronic System Porsche» в которую входит более совершенный и новое программное обеспечение. Остальное «железо» не менялось.

Определить какая на вашем Рено Дастер стоит коробка АКПП можно по VIN коду.

Перечисленные выше трансмиссии могут служить от 150 до 300 тыс. км пробега поэтому заявления компании Renault не безосновательны.

Когда нужно менять масло в АКПП Renault Duster

Своевременная замена масла в автоматической коробке Рено Дастер создает условия для беспроблемной эксплуатации транспортного средства. Хотя производитель утверждает, что заливает смазку на весь период эксплуатации, на практике это не так. Если ездить на авто больше заявленных заводом 100 тыс. км, процедура регулярных плановых обслуживаний становится обязательной. Она не требует значительных временных, финансовых затрат, но эффективно предотвращает необходимость сложного ремонта в будущем.

Общие рекомендации для владельцев Рено Дастер с АКПП по обслуживанию транспортного средства – выполнение замены смазки каждые 60 тыс. км. Этот интервал оптимальный при стандартных условиях эксплуатации. Он позволит постоянно поддерживать транспортное средство в работоспособном состоянии. Если манера вождения агрессивная, качество трасс плохое, или авто постоянно ездит в условиях загруженных городских дорог, эти интервалы сокращают.

В Рено Дастер АКПП долговечная, но многое будет зависеть от корректности проведения сервисных работ

Трансмиссионная жидкость решает ряд важных задач. Основные – охлаждение рабочих узлов, смазывание для снижения трения, предотвращение преждевременного износа деталей. Когда при переключении передач слышен скрежет, выполнение действий связано с выраженными физическими затруднениями, выполнить работы не выходит в принципе, необходимо обслуживание. Иногда оно проводится ранее положенного по регламенту срока при наличии объективных причин.

Типы трансмиссионных масел ATF

Самые известные типы жидкостей для автоматов: Dexron и Mercon. На основе требований этих стандартов производители АКПП разработали свои спецификации:

  • Chrysler — Mopar;
  • Mitsubishi — SP-II/III/IV;
  • Honda — Z-1, DW-1;
  • Toyota — ATF TYPE T, WS.

Наиболее популярные специализированные масла с артикулами для заказа сведены в таблицу.

 НаименованиеСпецификацииОбъём/Цена
Repsol Matic III ATF Dexron III, арт. RP026V51Dexron IIIG; Allison C4, Tes 389; Mercon V; Man 339 Type V2/Z2; MB 236.9; ZF TE-ML 16L, 4D, 14B; Volvo 97341; Voith 55.63361л/500 р.
Eneos ATF Dexron II, арт. 8801252021506Dexron II; Allison C4; Ford EPS-M2C 138-CJ/166-H; GM 6137140,94 л/440 р.
Shell Spirax S6 ATF Х, арт. 550046519Dexron VI; Toyota WS; Mercon LV1 л/490 р.
ZIC ATF SP 3, арт. 162627Mitsubishi SP III; Hyundai/Kia SP III4 л/1700 р.
Hyundai ATF SP III, арт. 04500-00400Hyundai/Kia SP III4 л/2000 р.
Mitsubishi ATF SP III, арт. 402 4610Mitsubishi SP III4 л/3200 р.
Toyota ATF WS, арт. 08886-02305Toyota WS1 л/750 р.
 Mobil ATF LT 71141, арт. 151009MB 236.11; ZF TE-ML 17С, 16L, 4D, 11/14B; Voith Turbo H55.6336; VW TL521621 л/650 р.
VAG ATF DSG, арт. G 052 182 А2G 052 182 А21 л/1250 р.
Honda ATF DW-1 Fluid, арт. 08200-9008DW-11 л/800 р.

Помимо специальных жидкостей производители смазочных материалов создали Multi ATF. Как заявляют этикетки, смесь учитывает требования многих спецификаций и подходит для большинства автоматов. Наиболее известными «мультами» являются:

  • Mobil ATF type Multi-Vehicle, арт. 112979;
  • Motul Multi ATF, арт. 105784;
  • Liqui Moly ATF Top Tec 1200, арт. 7502;
  • ZIC ATF Multi, арт. 132628.

Mercon

Жидкость выпускается известной во всём мире автомобильной компанией Ford. Отличие смазки GM и Ford в том, что американское предприятие GM делает акцент на плавном переключении, а концерн Ford сосредоточен на скоростных показателях. Смазка от концерна Форд в большей степени подходят к спецификации ATF.

Dexron

1968 год – это начало выпуска рассматриваемого продукта от GM. На разработку и приостановку исследований повлияло несколько факторов: недовольство защитников природы, а впоследствии запрет на вылов китов (об этом писалось раньше) и слабые технические характеристики: смазка слабо переносила высокие t°. Начиная, с 1972 года, появилась модификация смазки Dexron ІІС, где за основы изготовителя взяли масло жожоба.

Это увеличило срок службу деталей трансмиссионного узла и частично приостановило процесс коррозии металла. Добавка снижала гигроскопичную избыточность.Ещё одно масло, которое имело присадки – это продукт, с приставкой IID. Техническая жидкость с индексом IIE реализовывалась на мировом рынке, вплоть до 1993 года. Долгий срок реализации вызван возможностью продукта сохранять жидкие свойства при отрицательных t0. При этом улучшались фрикционные характеристики.

2005 год охарактеризовался появлением на автомобильном рынке нового поколения фрикционных характеристик. Масло для трансмиссии разрабатывалось для АКПП на 6 ступеней. Смесь обладала высоким эксплуатационным порогом и позволяла увеличить степень кинематической вязкости. Именно это позволило говорить о возможности повысить топливную экономичность.

Alison C-4

Это разработка концерна General Motors предназначена для коробок передач крупногабаритного транспорта. Жидкость ATF предназначалась для заливки в рабочий узел внедорожной техники и грузовых автомобилей.

Замена масла в АКПП Рено

Что в итоге

Как видно, в случае с Рено Дастер, залить масло в коробку МКПП не представляет особого труда. По этой причине данную операцию можно вполне успешно провести своими руками в условиях обычного гаража (при наличии смотровой ямы). Также не является сложной и процедура проверки уровня трансмиссионного масла в коробке Дастер.

Также важно понимать, что официальное утверждение о том, что коробка необслуживаемая (не предполагается замена смазки по регламенту), все же нельзя считать весомым аргументом в пользу отказа от обслуживания КПП. Если владелец намерен максимально увеличить срок службы коробки передач на Дастер, трансмиссионное масло оптимально менять каждые 60 или максимум 80 тыс

км. пробега.

Напоследок отметим, что только регулярная и правильно выполненная замена масла в коробке передач с использованием оригинальных рекомендуемых жидкостей для трансмиссии или высококачественных аналогов (причем это касается любого авто с разными типами КПП) позволяет добиться качественной работы коробки и увеличения ресурса агрегата.

В случае с МКПП исправная и четкая работа трансмиссии значительно влияет на комфорт в рамках эксплуатации транспортного средства, облегчается процесс управления ТС с механикой, повышается безопасность и т.д.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий