Как выбрать детали для моторов ЯМЗ

История двигателей ЯМЗ

Ярославский завод начал работы по производству двигателей после получения государственного спецзаказа. Перед коллективом была поставлена историческая задача – создать более экономичные дизельные двигатели повышенной мощности, в сравнении и предыдущими разработками. К новым силовым агрегатам было предъявлено дополнительное требование – универсальность конструкции. Это означает, что двигатели ЯМЗ должны подходить для автомобилей различных марок.

Конструкторская группа параллельно разрабатывала новые универсальные двигатели ЯМЗ, все модели которых входили в единую линейку того периода. Одновременно проводились работы по созданию серийной партии силовых агрегатов для установки на КАМАЗы. Задание было выполнено и в результате был выпущен знаменитый двигатель ЯМЗ 236.

Основные достоинства легендарного двигателя:

  • повышенная надежность, мощность;
  • ремонтопригодность;
  • доступность технического обслуживания своими руками;
  • сравнительно невысокие цены на запчасти;
  • длительный эксплуатационный срок.

Об истории создания ЯМЗ-236 и его предшественниках

У ЯМЗ-236 – солидная и славная история. Она началась на рубеже 50-х и 60-х годов ХХ века, когда перед конструкторским бюро Ярославского моторного завода была поставлена задача: разработать и запустить в серию современный и экономичный дизельный двигатель «широкого профиля», который возможно было бы использовать не только на автомашинах и тракторах, но и во многих других сферах народного хозяйства.

В Советском Союзе в то время был взят курс на общую «дизелизацию» тяжёлого автотранспорта. Большинство грузовых автомобилей тогда работали на бензине и были весьма неэкономичными в смысле расхода топлива. Новыми, современными, высокоэффективными и экономными «движками», работающими на солярке, предполагалось оснащать большегрузные автомобили и седельные тягачи; автобусы и трактора, различную спецтехнику.

Необходимо отметить, что в то время СССР по уровню развития промышленных технологий и инженерной мысли был на самом деле «впереди планеты всей». Нам, современным людям, привыкшим к отставанию нашей страны от развитых государств в технологическом плане, это непривычно. Но в то время новые двигатели, в 1961 году запущенные в серию на Ярославском заводе, – ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 (восьмицилиндровый вариант) были действительно лучшими в мире.

ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 – «предки» ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238

Эти дизельные моторы стали прямыми «потомками» дизелей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206, которые выпускались на ярославском (до 1958 года он назывался «автомобильным») моторном заводе. Ко времени разработки ЯМЗ-236 данные двухтактные 4-х и 6-ти цилиндровые моторы были уже порядком устаревшими как в техническом, так и в моральном смысле. Ведь они были созданы на базе «Дженерал Мотор»овских дизелей «GMS-4/71» и «GMS-6/71» образца 30-х годов ХХ века.

При разработке и запуске в серийное производство дизельных двигателей нового поколения советские специалисты опирались на богатый опыт производства дизелей, наработанный в отечественной промышленности. Вспомните: всю Великую Отечественную войну немцы, англичане и американцы провоевали на бензиновых танках. В то время как в СССР бензиновыми были только довоенные БТ. И легендарный Т-34, и все последующие советские боевые машины были дизельными.

Руководство группой по созданию новых ярославских дизелей осуществлял выдающийся советский учёный, конструктор, изобретатель, доктор технических наук Георгий Дмитриевич Чернышёв. При его непосредственном участии и было создано отвечающее требованиям времени семейство двигателей ЯМЗ, которое стало превосходной энергетической основой для народного хозяйства СССР. Государство получило мощный, надёжный, чрезвычайно универсальный дизель, обладающий простым техобслуживанием, неприхотливостью и возможностью использовать дешёвые запасные части.


Рекомендуем прочитать: Пользовательское соглашение

В сборочном цеху ЯМЗ. Фото 2014 года.

Новый дизельный мотор ЯМЗ-236 оказался настолько эффективным и надёжным, что сразу же стал единственным и штатным для десятков видов различной техники, и спустя более чем полвека продолжает выпускаться на Ярославском моторном заводе – в десятках различных модификациях!

Хотя с тех пор, конечно, мировые технологии ушли далеко вперёд, и данный мотор уже является далеко не самым лучшим в мире. По производительности и эффективности применения его можно сравнить с современными китайскими аналогами на рынке. Но показателям надёжности и ремонтопригодности он по-прежнему впереди не только «китайцев», но и лучших мировых аналогов «родом» из самых развитых стран.

Элементы системы охлаждения

Система охлаждения в ЯМЗ-238 (фото прилагается в статье) жидкостная, циркуляционная. Она включает в себя ряд основных элементов, таких как:

  • насос для перекачки жидкости;
  • теплообменник;
  • несколько термостатов, регулирующих подачу охлаждения к цилиндрам;
  • вентилятор, обеспечивающий подачу воздуха в кабину и на двигатель.

У двигателя ЯМЗ-238 турбо система охлаждения (фото силового агрегата есть в статье) состоит из следующих составных частей:

  1. Насос, созданный для постоянной циркуляции воды.
  2. Полость, где размещен блок охлаждения гильз.
  3. Водяная полость в головке блока.
  4. Канал для прохождения воды.
  5. Компрессор.
  6. Правая трубка охлаждения.
  7. Соединительная трубка.
  8. Впускной патрубок.
  9. Термостат.
  10. Тройник с трубками.
  11. Перепускная трубка.
  12. Заглушка.
  13. Патрубок масляного теплообменника.
  14. Вентилятор.
  15. Водяной канал, расположенный поперечно.
  16. Подвод жидкости, служащей для охлаждения двигателя, от радиатора к печке в кабине, к системе выпуска воздуха, к радиатору.
  17. Система подачи надувочного воздуха к охладителю и радиатору.
  18. Система для перемещения охладительного воздуха от охладителя к цилиндрам мотора.

Помимо вышеперечисленного система охлаждения агрегата ЯМЗ-238 состоит из радиатора, охладителя надувочного воздуха, а также термометра. Все это оборудование устанавливается на автомобиле.

КПП ЯМЗ-236

КПП для семейства дизельных двигателей ЯМЗ-236 – это пятиступенчатые, механические, трехходовые коробки передач с синхронизаторами на 2-3 и 4-5 передачах. Для движения вперед есть пять передачи и одна передача для движения задним ходом.

Схема КПП ЯМЗ-236:

1-муфта выключения сцепления; 2-первичный вал; 3 и 15-крышки подшипников; 4-картер сцепления; 5 и 10-синхронизаторы; 7-шарик фиксатора; 8 и 22-шестерни пятой передачи; 9 и 21-шестерни третьей передачи; 11 и 19-шестерни второй передачи; 12-шестерня первой передачи и заднего хода; 13-верхняя крышка; 14-вторичный вал; 16-фланец; 17-промежуточный вал с шестерней первой передачи; 18-картер коробки передач; 20-заборник масляного насоса с магнитом; 23-шестерня отбора мощности; 24-шестерня привода промежуточного вала; 25-масляный насос; 26-ось блока шестерен заднего хода; 27-блок шестерен заднего хода; 28-шестерня привода спидометра.

Это достаточно надежная коробка, что подтверждается установкой её на технику с большой грузоподъемностью, работающей в тяжелых условиях. Узлы и детали КПП изготавливаются из высококачественных материалов. Хорошая ремонтопригодность коробки передач ЯМЗ-236 позволяет ремонтировать как отдельные её детали так и заменять целые узлы.

Модификации

Модификации коробок: ЯМЗ-236П, ЯМЗ-236ПО, ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236Л, ЯМЗ-236У, ЯМЗ-236УО. назначение у них у всех разное и в зависимости от этого на двигатель ставится та или иная КПП.

ЯМЗ 236П считается базовой моделью. На крышке устройства находится заглушка, а на крышке выходного вала — фланец, обеспечивающий работу спидометра, и фланец карданного вала.

ЯМЗ 236П3 изготавливается под диафрагменное сцепление. Отличается наличием муфты отключения сцепления и скобы, зацепляющей цилиндрическую пружинку муфты.

ЯМЗ 236П4 отличается от П3 торцевыми шлицами на фланце карданного вала.

ЯМЗ 236П5 это базовая модель КПП, на которой вместо заглушки на крышке установлен короткий рычаг. Карданный вал с обычным фланцем.

ЯМЗ 236П7 это модель П5 под диафрагменное сцепление. От базовой модели отличается габаритами муфты, которая выключает механизм сцепления, и наличием зацепляющей скобы.

ЯМЗ-236У отличается от 236П наличием рычага переключения передач, отсутствием на крышке выходного вала фланца для механизма привода спидометра.

ЯМЗ-236У3 – это 236У под диафрагменное сцепление. Отличается размерами муфты выключения сцепления, наличием скобы для зацепления оттяжной цилиндрической пружины муфты.

ЯМЗ-236У4 и 236У в герметичном исполнении, отличается литыми крышками люков стартера сцепления, на верхней крышке установлен сапун, на нижней – пробка.

ЯМЗ-236У5 – 236У3 в герметичном исполнении под диафрагменное сцепление. Отличается литыми крышками люков стартера сцепления, на верхней крышке установлен сапун, на нижней – пробка.

Технические характеристики коробки передач

  • Крутящий момент – 930 Нм.
  • Масса – 240-250 кг.
  • Переключение – Рычаг/фланец.
  • Крепление карданного вала – Гладкий фланец под 8 болтов М10*155мм.
  • Отбор мощности – Через картер от прямозубной шестерни промвала (до 29,5 кВт/40 л.с.) или от зубчатой муфты промвала (до 73,5 кВт/100 л.с.)(доп.опция).
  • Применение – автомобили КрАЗ, МАЗ, ЗИЛ, Урал, скрепер МоАЗ, автобусы МАЗ, ЛАЗ, ЛиАЗ, МАРЗ, Неман, Волжанин.

Некоторые особенности КПП

  • Система смазки коробки передач смешанная. Часть узлов смазывается под давлением, а часть методом разбрызгивания.
  • Маслосборник оснащен сеткой с магнитом, что позволяет проводить очистку масла от металлической стружки и частиц.
  • Привод спидометра расположен в крышке вторичного вала.
  • Внутренний карте КПП сообщается с атмосферным воздухом через сапун.
  • В конструкцию коробки передач ЯМЗ-236 внедрена система защиты от одновременного включения двух передач.
  • Пружинный предохранитель не дает случайно включить заднюю передачу, так же он затрудняет включение и первой передачи.
  • Механизм КПП оборудован синхронизаторами инерционного типа для безударного включения передач со 2 по 5.
  • Для обеспечения равных угловых скоростей каретки и шестерней в коробке передач ЯМЗ-236 есть фрикционная пара, состоящая из конусного кольца синхронизатора, расположенного на зубчатом колесе.

Техническое обслуживание

Двигатели ЯМЗ известны своей неприхотливостью. При внимательном отношении к ним и надлежащем уходе эти моторы могут эксплуатироваться без ремонта не один десяток лет. Подтверждается это, например, длительной эксплуатацией грузовиков МАЗ с двигателями именно Ярославского моторного завода.

Техническое обслуживание двигателей ЯМЗ 236, 240, 238 в общем случае сводится к:

  1. смене отработанного масла после каждых 7,5 тысяч км пробега;
  2. регулярной замене масляных фильтров;
  3. контролю за тем, чтобы дизельное топливо не попало в автомасло;
  4. очистке или замене воздушных фильтров.

Особенно внимательно необходимо следить за тем, чтобы солярка в процессе эксплуатации не попала в моторное масло. Попав в моторное масло, она разжижает его и, кроме того, активно смывает масляную пленку со всех трущихся поверхностей.

В результате этого двигатель МАЗ либо застучит либо заклинит, что приведет к длительному и дорогостоящему ремонту, а в отдельных случаях потребует и его замены.

ТНВД ЯМЗ-236

На двигатели ЯМЗ-236 ставятся многосекционные топливные насосы высокого давление.  Привод у ТНВД шестеренчатый. Сам насос расположен в развале блока цилиндров и соединен с топливопроводом. Конструктивно ТНВД состоит из следующих компонентов:

  1. Плунжерные пары, которые выполняют функции клапанов, обеспечивая герметичность конструкции. Для обеспечения необходимого уровня герметичности и поддержания давления, поверхности плунжеров шлифуются на специальных станках. При отклонении от норм во время шлифовки теряется герметичность, падает давление, повышается расход топлива и вообще эффективность дизельного двигателя падает.
  2. Подкачивающий насос (помпа), обеспечивающий подкачку топлива к самому ТНВД в случае долгого простоя двигателя. Этот второй насос дополняет основной.
  3. Кулачковый вал, приводящий всю конструкцию в движение. Толкатели на валу давят на клапана и происходит нагнетание топлива.

Схема топливного насоса высокого давления двигателя ЯМЗ-236:

1-корпус ТНВД; 2-упор; 3-рейка; 4-зубчатый венец; 5-перепускной клапан; 6-плунжер; 7-штуцер; 8-пробка; 9-корпус регулятора; 10-тяга; 11-зубчатое колесо привода регулятора; 12-кулачковый вал; 13-фланец; 14-эксцентрик; 15-ролик; 16-поворотная втулка; 17-выступы плунжера; 18-толкатель; 19-кулачок; 20-шарикоподшипник; 21-опорный палец; 22-пружина муфты; 23-ведущая полумуфта; 24-крышка муфты; 25-грузик; 26-ведомая полумуфта; 27-ось грузика; 28 и 39-опорные тарелки пружины; 29-стопорный винт втулки; 30-канал отвода топлива; 31-упор пружины нагнетательного клапана; 32-пружина нагнетательного клапана; 33-нагнетательный клапан; 34-седло нагнетательного клапана; 35-втулка плунжера; 36-канал подвода топлива; 37-стопорный винт рейки; 38-пружина плунжера; 40-регулировочный болт.

ТНВД двигателя ЯМЗ-236 имеет автономную систему смазки, т.е. она не зависит от смазки самого мотора. Для очистки масла есть двойная система фильтрации – грубая и тонкая. За уровнем масла можно следить с помощью проволочного щупа с метками.

Регулировка ТНВД

Выполняют регулировку ТНВД для того, что изменить количество подающегося в систему топлива. Подача топлива определяется исходя из текущей нагрузке на двигатель. Регулировка может помочь поддерживать необходимую частоту вращения коленвала.

Для простой, ручной регулировки на корпусе насоса сбоку есть специальный болт под ключ. Вращая его можно отрегулировать холостые обороты, изменив подачу топлива, а так же полностью её перекрыв.

Для более тонкой регулировке ТНВД ЯМЗ 236 сначала до верхней отметки заливается дизельное топливо. Затем в течение 2 минут проверяется герметичность клапанов с помощью метода опрессовки топливом под давлением. В этот период течь недопустима. Перепускной клапан закрывается пробкой.

Далее проверяется корректор подачи топлива. Фильтр штуцера промывается в бензине и продувается сжатым воздухом. Отверстия прочищаются мягкой проволокой.

Следующим шагом будет проверка герметичности мембраны. К крышке корпуса подается воздух под давлением.

Для регулировки цикличной подачи топлива на ТНВД есть специальный полт на рычаге. Вкручивая его, подача топлива увеличивается, выкручивая, соответственно, уменьшается. После регулировки болт необходимо законтрить.

Для регулировки подачи топлива при промежуточном значении давления используют пружину. Вкручивая – уменьшается, выкручивая – увеличивается подача топлива. Затем корпус пружины так же контрят с помощью гайки.

Далее проверяется корректор по наддуву. Рычаг останова ТНВД поворачивают на 45 гр., при этом подача топлива должна прекратиться.

Проверяется и запас хода рейки насоса. При отсутствии люфта, винт выворачивается до упора. Свободный ход должен составлять величину в пределах 1-1,5 мм.

Если самостоятельная регулировка не принесла результата, то тогда вам потребуется специальный стенд и хорошо обученный человек.

Описание двигателя

Желая выяснить, когда требуется регулировка клапанов ЯМЗ 236 Турбо, необходимо изучить его особенности более подробно. Разработка подобной модели двигателя началась в 50-60 годах прошлого века, когда инженеры ЯМЗ поставили задачу разработать универсальный дизельный агрегат. Он должен был использоваться не только в автомобилях и тракторной технике, но и многих других агрегатах.

Двигатель 236 ЯМЗ, будучи изготовленным на базе ЯАЗ 206 и 204 модели, стал революционной моделью для завода, поскольку сочетал сразу несколько важных преимуществ:

  • высокую эффективность, позволяющую использовать его даже для тяжелой техники;
  • экономичность, за счет которой удается значительно сократить эксплуатационные издержки;
  • превосходная ремонтопригодность, долгий срок службы.


Двигатель получил широкое распространение в различной технике

Несмотря на то, что подобный силовой агрегат значительно уступает более современным аналогам, он до сих пор используется в различных видах транспорта. По своим эксплуатационным показателям он соответствует современным моторам китайского производства.

Агрегат представляет собой четырехтактный дизельный мотор, оборудованный турбонаддувом в стандартной комплектации. Имеет 6 цилиндров с v-образным расположением, отличается высокой степенью надежности. Применялся как двигателя для большегрузного транспорта, например, автомобилей МАЗ, Урал, тракторов и специализированной техники.

Модификации

Планируя узнать, где находится номер двигателя ЯМЗ 236, следует отметить, что существует множество модификаций подобного агрегата, которые значительно отличаются по своим техническим параметрам. Все они имеют одинаковое число цилиндров, клапанов, а также рабочий объем, однако мощностные показатели и обороты значительно различаются.

Некоторые из модификаций оборудованы турбонаддувом, а другие поставляются без него. Изучая сферу применения подобных устройств, следует помнить, что они повсеместно использовались как компрессорные станции, дизельные моторы для различных судов, прочей техники.

Демонтаж водяного насоса

Многие механики интересуются, какие возможные неисправности в системе охлаждения ЯМЗ-238 могут возникнуть в процессе эксплуатации автомобиля? Чаще всего причиной в нарушении теплообмена мотора и антифриза является поломка насоса, которая перегоняет охлаждающую жидкость. В случае выявления неисправности такой детали необходимо найти причину поломки, разобрав ее. Затем нужно принять решение о целесообразности ремонта устройства либо приступить к полной его замене. Чтобы разобрать водяной насос, мастеру необходимо:

  1. Ослабить крепление приводного ремня помпы, а затем снять ремень со шкива.
  2. После этого нужно слить всю жидкость из системы, в том числе из двигателя и радиатора.
  3. Затем следует демонтировать патрубок, присоединенный непосредственно к насосу.
  4. Последней операцией по демонтажу помпы является снятие насоса с двигателя. Для этого необходимо отвернуть крепление корпуса помпы.

Выбор насоса для двигателя

Для функционирования системы охлаждения масла в ЯМЗ-238 устанавливают различные водяные насосы, однако надежнее всего оказалось изделие под маркировкой ЯМЗ-236/238. Его параметры идеально подходят для работы мощных силовых агрегатов с таким же буквенным и цифровым индексом.

Такой насос способен перегонять жидкость по системе охлаждения со скоростью около 30 литров в минуту при крутящем моменте вала 0,52 единицы. Вес такого изделия не превышает 9 кг. Габариты насоса могут отличаться в зависимости от типа и мощности двигателя, для которого он предназначен.

Помимо габаритов насосы для нормальной работы системы охлаждения масла в ЯМЗ-238 могут отличаться присоединительными размерами.

В качестве охлаждающей жидкости в системе используется антифриз или тосол. Это означает, что насос должен работать при температуре окружающей среды от -40 до +50 градусов по Цельсию и выдерживать такую же температуру охлаждающей жидкости, которую он прогоняет по системе. Также помпа в системе охлаждения ЯМЗ-238, объемом 11150 кубических сантиметров, должна исправно работать, если в нее залита вода, которая нагревается до 100 градусов по Цельсию во время движения по патрубкам через радиатор и корпус двигателя.

Неисправности

Двигателям ЯМЗ 236 и ЯМЗ серии 238 присущ ряд типовых неисправностей, характерных для дизельных силовых агрегатов. Выявив неисправность, владельцу нужно определить причины ее возникновения.

Для того чтобы правильно диагностировать дефект, желательно обладать следующей информацией:

  1. Неисправность носит постоянный характер или проявляется периодически.
  2. Дефект возникает при запуске мотора; движении автомобиля с постоянной скоростью или при торможении (ускорении) двигателем; определенном режиме работы (холостой ход, горячий или холодный мотор).
ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТИ
1. Двигатель МАЗ и ЯМЗ не запускается.насос подкачки не подает горючее;
неисправны форсунки;
свечи накаливания вышли из строя.
2. Двигатель автомобиля МАЗ теряет мощность.протечка топлива в трубках высокого давления;
недостаточная доза впрыскиваемого топлива;
поврежден распылитель.
3. Обороты двигателя «плавают».завоздушена система подачи топлива;
изношен газораспределительный механизм;
лопнула пружина форсунки.
4. Черный дым из глушителя.поздний впрыск топлива;
заклинила игла распылителя;
недостаточная компрессия в цилиндрах;
лопнула пружина форсунки.
5. Посторонние стуки в моторе.ранний впрыск топлива;
изношены шатунные и/или поршневые вкладыши;
повышенное давление открывания форсунки;
изношены поршневые кольца.

Конструкция дизеля ЯМЗ 238

Дизельные двигатели 238-й линейки конструктивно выполнены по общей схеме с моторами 236-го ряда. С целью уменьшения массы, габаритов механизма, используется рациональная компоновка (цилиндры расположены в виде буквы У, под углом в 90 градусов).

Схема – поперечный разрез дизеля ЯМЗ 2386:

В перечень позиций дизельного двигателя ЯМЗ-238 входит большое количество рабочих узлов, деталей, систем:

  • блок цилиндров;
  • головки блока цилиндров (2 шт.);
  • механизм газораспределения (шестерни газораспределительные, распред вал, толкатели, клапаны, пружины);
  • блок-картер;
  • поддон;
  • шатунно-поршневая группа;
  • коленчатый вал;
  • топливная аппаратура (топливный насос ТНВД, регулятор числа оборотов, форсунки, топливный фильтр, трубопроводы топливной системы);
  • система охлаждения (водяной насос, вентилятор, теплообменник);
  • система смазки (масляные фильтры грубой и тонкой очистки, масляный насос);
  • выхлопные коллекторы;
  • сеть трубопроводов (газо-подводящих, отводящих, водяных);
  • электростартер;
  • подкачивающий насос низкого давления;
  • автоматическая муфта опережения топливного впрыска;
  • картер маховика, маховик;
  • картер муфты сцепления;
  • механизм сцепления.

Общие сведения

За эксплуатационный промежуток, двигатель ЯМЗ 236 доказал, что он надёжный аппарат, показывающий приемлемые технические характеристики. Универсальность и популярность мотора объясняется применением ряда конструкторских решений. Так, установка оборудована шестью камерами, разбитыми на две группы и выстроенными в два параллельных ряда. Цилиндры соседних рядов расположены по отношению друг к другу с наклоном в 90°. За цикл мотор выполняет 4 такта, создавая напор, равный 16,5 атмосферы, суммарный объём камер 11 литров.

Для системы питания тяговой установки используется механическая топливная помпа повышенного давления. Подача смеси происходит непосредственно внутрь, распылителями. Мотор оборудован двумя головками, в изделии 12 клапанов (6-впуск, 6-выпуск). Совместно с вытеснителями из силумина и чугунными цилиндрическими поверхностями, изделие соблюдает порядок работы двигателя ЯМЗ 236 в очерёдности «142536».

Головка:

Для охлаждения применяют жидкостную помпу, принудительно омывающую «мокрые» цилиндры. Активируется устройство коленчатым валом, посредством ремня и шкива. Вал активируется шестерёнками и обслуживает две головки. Деталь изготовлена ковкой, после чего шейки укрепляются азотом. Изделие фиксируется в четырёх опорах и уравновешивается противовесами.

Учитывая пожелания и потребности покупателя, двигатель развивает мощность в диапазоне 150-500 лошадей. Ранние моторы потребляют до 40 литров топлива на 100км пробега, настройка и доработка позволила снизить показатель до 25 литров. До 2010 года остов мотора выполнялся из чугуна, после начали использовать алюминий. Это снизило вес и положительно сказалось на характеристиках.

Блок:

Устройство двигателя

Все дизельные двигатели ЯМЗ, входящие в семейство 236/238, конструктивно идентичны.

Блок цилиндров представляет собой отливку из низколегированного серого чугуна с V-образным расположением цилиндров.

В связи с тем, что на одной шейке коленчатого вала размещается два шатуна (отдельно для каждого ряда цилиндров). При этом правый ряд цилиндров смещен относительно левого на 35 мм.

  • Посадочные места под вкладыши коренных подшипников растачиваются вместе с крышками, поэтому последние устанавливаются в строго определенном положении и имеют соответствующую маркировку.
  • Гильзы цилиндров отливаются из чугуна специального сорта. Сверху гильзы уплотняются прокладкой головки блока цилиндров, а снизу – резиновыми кольцами.
  • Коленвал силовых агрегатов изготавливается из стали методом горячей штамповки. Для двигателя ЯМЗ 236 коленвал выполняется с тремя шатунными шейками и четырьмя коренными опорами. Двигатель ЯМЗ 238 оснащается коленвалом с четырьмя шатунными шейками и пятью коренными опорами.
  • Головка блока цилиндров отливается из того же материала, что и сам блок. Для отвода тепла от головки блока используется водяная рубашка, которая сообщается с водяной рубашкой основного блока. Стык головки и блока уплотняется резиновой прокладкой.
  • Механизм газораспределения двигателей – верхнеклапанный с нижним расположением распредвала. Сам вал расположен в развале блока цилиндров. Выполнен он из углеродистой стали с закаленными опорами и кулачками.
  • Клапана газораспределительного механизма вместе с пружинами, толкателями и форсунками расположены в головке блока цилиндров. Седла клапанов изготавливаются из жаропрочного сплава и затем запрессовываются в специальные гнезда.

Аналогичным образом устроен и двигатель серии ЯМЗ 240, который представляет собой спаренный ЯМЗ 236. Базовым среди его многочисленных модификаций, мощность которых находится в диапазоне от 360 до 800 л. с., считается мотор ЯМЗ 240 М2, устанавливаемый на 30-ти тонные карьерные самосвалы БелАЗ 7540.

Среди силовых агрегатов этой серии особой популярностью пользуется форсированный турбонаддувом мотор ЯМЗ 240 НМ2, предназначенный для установки на 42-х тонные самосвалы БелАЗ 7547.

536-й и другие

Из всех дизелей, устанавливаемых ранее на серийные «Уралы‑4320», нынешняя рядная «шестерка» ЯМЗ‑536 объемом 6,65 л является лучшим по мощности и моменту мотором. Он самый экономичный, удельный расход топлива при номинальной мощности составляет 140 г/кВт.ч. Кроме того, он в выигрыше и по габаритам, и по массе. Бензиновый двигатель ЗИЛ‑375 весил 510, а дизель V6 ЯМЗ‑236-995 – 1050 кг, КАМАЗ‑740 был легче – ​770 кг, мотор-воздушник Deutz F8L 413 – 790, а ЯМЗ‑536 – 640 килограммов. Последний как раз и создавали для замены V-образных ярославских моторов на трехосных «Уралах» с их «родными» мостами, и для легких версий миасских дорожных автомобилей, а также для грузовиков МАЗ, КрАЗ и автобусов ЛИАЗ, КАвЗ, Голицинского автобусного завода. Кроме того, это может быть дизель промышленного назначения, для строительной техники и стационарных установок.
Семейство моторов ЯМЗ‑530, куда входят «четверки» и «шестерки», ярославские специалисты разрабатывали в сотрудничестве с австрийской инжиниринговой фирмой AVL List Gmbh. В Европе AVL не менее авторитетна, чем английская Recardo. В Интернете можно найти «рассказы» о том, что серия 530 – ​это Steyr. На самом деле, над этими моторами начали работать в Ярославле в середине 90-х, когда о сотрудничестве с AVL даже не помышляли. А в результате Россия теперь имеет современный многоцелевой дизель, сопоставимый по характеристикам с лучшими европейскими двигателями объемом литр на цилиндр: MAN D08, Mercedes-Benz OM906 и ОЛМ926, Cummins ISB 6.7. Размерность литр на цилиндр оптимальна для среднетоннажных грузовиков и автобусов средней вместимости, подобные моторы выпускают практически все производители транспортных дизелей.
У двигателя ЯМЗ‑536 размерность 105х128 мм, рабочий объем 6,65 л, предельная настройка мощности 330 л. с. при 2300 об/мин, а максимальный крутящий момент 1275 Н.м. Другие, более слабые настройки мощности: 240, 270, 285 и 312 л. с., момент от 900 Н.м при 1300-1600 об/мин. Между тем, есть и форсированные версии этого мотора – ​там уже кривая на графике мощности переваливает за 400 «лошадей». Вообще, для более легкой версии «Урал Next» 4х4 вполне подошел бы и четырехцилиндровый ЯМЗ‑534, в линейке этих двигателей есть 210-сильный вариант. На спортивных «Садко Next» команды «ГАЗ Рейд Спорт», которые созданы на базе серийных ГАЗ, ярославская «четверка» вообще выдает до 300 л. с. при 2600 об/мин и крутящий момент до 1000 Н·м при 1800-2400 об/мин. На этих машинах уже который год успешно выступают на ралли-рейдах, вплоть до «Шелкового пути». Однако с точки зрения надежности, ресурса мотора и трансмиссии для двухосного ««Урал Next» все же оставили шестицилиндровый двигатель, причем с весьма средними настройками мощности. Для поставок на экспорт и в силовые структуры идут моторы Евро‑4 мощностью 240 л. с. при 2300 об/мин, с моментом 900 Н.м при 1300-1600 об/мин. Для внутреннего рынка поставляют более мощные двигатели Евро‑5 – 285 л. с., 1130 Н.м.

Ямз 236 объем охлаждающей жидкости

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500

Устройство системы охлаждения двигателя ЯМЗ-236

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Основными агрегатами системы охлаждения являются (рис. 26): радиатор, водяной насос 8, вентилятор 5, термостаты 3 и дистанционный термометр.

Во время работы двигателя циркуляция жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом, приводимым в действие клиновидным ремнем 7 от шкива 6 коленчатого вала.

Система охлаждения работает следующим образом. Водяной насос 1 (рис. 27) забирает жидкость из нижнего бачка 11 радиатора и нагнетает ее по каналам в крышке распределительных шестерен в рубашки 2 и 6 соответственно правого и левого рядов цилиндров. Далее по каналам каждой из водяных рубашек жидкость поднимается вверх, омывает наружную поверхность гильз цилиндров и, поглощая тепло, нагревается. Под напором, создаваемым насосом, жидкость поднимается выше и поступает в водяные рубашки головок цилиндров по направляющим отверстиям и в первую очередь к наиболее нагревающимся местам— выпускным клапанам и стаканам форсунок. Омывая и охлаждая наружные поверхности камер сгорания, выпускных трубопроводов, направляющих клапанов и стаканов форсунок, жидкость дополнительно нагревается.

Из головки цилиндров нагретая жидкость выходит по двум каналам в водосборные трубопроводы 5, имеющиеся на обоих рядах цилиндров блока. Из водосборных трубопроводов через термостаты нагретая жидкость по двум дюритовым (прорезиненным) шлангам поступает в верхний бачок 9 радиатора, из которого она по трубкам 10 опускается в нижний бачок радиатора. Проходя по трубкам радиатора, горячая жидкость благодаря большой поверхности охлаждения отдает тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором 12.

Охлажденная в радиаторе жидкость вновь нагнетается из

нижнего бачка водяным насосом в водяные рубашки двигателя.

Когда температура охлаждающей жидкости опускается ниже 70° С, а также в начале прогрева двигателя, когда температура жидкости еще не достигла 70° С, термостаты автоматически направляют весь поток жидкости непосредственно к ,водяному насосу по перепускной трубке 8 мимо радиатора. При такой циркуляции жидкости с отключенным радиатором двигатель быстро прогревается за счет тепла, выделяющегося при сгорании топлива. При повышении температуры жидкости выше 70° С термостаты открываются, и жидкость из водосборных трубопроводов поступает снова в радиатор, а оттуда в водяной насос.

Возможные неисправности и их устранение

Несмотря на высокое качество сборки, а также превосходную надежность, двигатели данной модели периодически требуют ремонта. Существует сразу несколько неисправностей, характерных для ЯМЗ 236:

  • силовой агрегат не запускается;
  • при работе не удается развить должную мощность, наблюдается дым;
  • посторонний шум и стук в процессе работы;
  • повышение температуры в системе охлаждения.

Большинство ремонтных работ рекомендуется выполнять в условиях автосервиса, поскольку для разборки изделия потребуется специальное оборудование. Если не удается запустить силовой агрегат, проблема чаще всего кроется в неудовлетворительной работе стартера, наличии в топливной системе загрязнений или воздуха. Поломка устраняется путем очистки системы, а также проверки соединения стартера с АКБ.

В тех случаях, когда двигатель при работе дымит, а также не развивает необходимую мощность, имеет место засорение фильтрующих элементов либо топливной системы. Нередко наблюдается неправильный зазор клапанов ЯМЗ 236 турбо, который потребуется выставить в соответствии с рекомендациями производителя.

Стук в моторе может быть вызван ранним впрыском топлива либо неправильно отрегулированным клапаном. Решением может стать правильная настройка угла опережения, а также тепловых зазоров.

При обнаружении повышения температуры в системе охлаждения потребуется проверить исправность термометра и при необходимости заменить его. Также может потребоваться натяжка или замена ремня водяного насоса, из-за неисправности которого в системе не поддерживается должная циркуляция.

Устройство и технические характеристики двигателей ЯМЗ

Силовой агрегат отличается сравнительно упрощенной конструкцией, благодаря чему обслуживание отличается простотой и доступностью. Блок цилиндров, головка ГБЦ изготовлены из алюминиевых сплавов.

В состав топливной системы двигателя входят:

  1. 6 цилиндров расположены в ряд под наклоном 90°.
  2. Подача топлива – прямая. Внутри корпуса создается давление, равное 16,5 атм.
  3. Топливный насос ТНВД.
  4. Распыляющие форсунки.

Система охлаждения:

  1. Водяной насос для принудительной циркуляции охлаждающей жидкости.
  2. Ремень привода насоса.

Технические характеристики:

  • объем мотора ЯМЗ 236 – 11 литров;
  • максимальная мощность в пределах 150 – 500 л. с.;
  • расход бензина 25 – 40 л /100 км.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий